22/03
пятница
18+
Валерий Залотуха
Теорема Печенкина, или Последний коммунист
семейная история в двух действиях
Премьера – февраль 2014 года

Продолжительность спектакля: 3 часа

"Сюжет о противостоянии отца-олигарха и сына-коммуниста развивается стремительно и динамично.
Словно смотришь кино. Показана широкая панорама российской жизни, большое количество персонажей.
Создается ощущение правды жизни".

Билеты на спектакль

Сценическая версия и постановка
Александр Славутский
Народный артист России, народный артист Татарстана, Лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая Лауреат Премии Правительства России им.Ф.Волкова

Сценография
Александр Патраков
заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая

Костюмы
Александр Патраков и Александр Славутский

Действующие лица и исполнители

Печенкин Владимир Иванович
Михаил Галицкий
Заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая

Галина Васильевна, его жена
Светлана Романова
Народная артистка России и Татарстана, лауреат Гос.премии РТ им.Г.Тукая, лауреат Литературной премии им.М.Цветаевой

Илья, их сын
Марат Голубев
Заслуженный артист Татарстана

Прибыловский
Марина
Ирина Вандышева
Заслуженная артистка Татарстана

Эльза Фардеева
Заслуженная артистка Татарстана

Нилыч
Николай Шепелев

Сергей Сентябов
Заслуженный работник культуры России и Татарстана

Патрик Лессаж
Геля
Елена Ряшина
Заслуженная артистка Татарстана

Фотограф
Геннадий Прытков
Народный артист России и Татарстана , лауреат Гос.премии Татарстана им.Г.Тукая

Отец Дашеньки
Медсестра
Джозеф Мизери
Печкин, полковник ФСБ
Сергей Сентябов
Заслуженный работник культуры России и Татарстана

Желудков (Желудь)
Владимир Мазур
Заслуженный артист Татарстана

Балетмейстер
Милиционеры
Музыканты
Участницы конкурса «Грудь России»

Фотогалерея

Пресса

«Нужно отдать должное смелости режиссера Александра Славутского, решившегося перевести повесть «Последний коммунист» на язык сцены. Произведение далеко не камерное: в нем показана широкая панорама российской жизни, большое количество персонажей. Сюжет о противостоянии отца-олигарха и сына-коммуниста развивается стремительно и динамично. Читаешь повесть – и словно смотришь кино. Передать художественное своеобразие такого произведения средствами театральной условности – задача не из легких.
Славутский обошелся с авторским текстом очень вдумчиво и бережно: все значимые идеи, интересные, подчас парадоксальные мысли, меткие речевые обороты в постановку вошли. То, что не было показано явно, ощутимо присутствовало на сцене в форме подтекста: через какие-то детали, тонкие нюансы актерской игры, определенные интонации. В результате в спектакле есть ощущение правды жизни.
Как всегда, в Качаловском театре очень эффектны и выразительны массовые сцены. Торжество пошлости, воинствующей безвкусицы на конкурсе «Грудь России» и рядом – городская помойка с ее немытыми и агрессивными обитателями.
Возможности малой сцены использованы по максимуму, создается ощущение безграничного городского пространства. В спектакле много музыки, задающей действию ритм и настроение.
Повесть Валерия Залотухи увидела свет почти пятнадцать лет назад. Казалось бы, написанная на злобу дня, она уже должна устареть. Однако этого не произошло. Это от того, что за конкретными политическими реалиями в ней поднимаются вечные темы. «Последний коммунист» – вовсе не учебник по политэкономии. Это живая литература, в которой речь идет не столько о социальных противоречиях, сколько о любви, одиночестве, справедливости. В ней есть и смешные моменты, и грустные, и страшные. Она действительно поднимает многие актуальные для современной России вопросы. Но основная мысль стара как мир. В погоне за материальным благополучием, за удовлетворением собственных желаний и амбиций люди забывают о таких важных вещах, как доброта, терпение, великодушие, умение прощать и понимать. И это не приносит им счастья»
Айгуль Габаши, «Республика Татарстан»,
2014 г.
«Фабула «Последнего коммуниста» в чём-то банальна в незначительной степени, но в большем является не просто нетривиальной, но даже неожиданно-шокирующей. Намёк на банальность можно усмотреть в традиционной схеме противостояния отцов и детей. В «Последнем коммунисте», где всё вроде бы ясно, но есть нечто такое, что заставляет видеть в конфликте отца и сына некую модель нашего конфликтующего общества, где двойная мораль становится неосуждаемым явлением, почти что нормой.

Семья Печёнкиных в спектакле у Славутского — это страна в миниатюре. В ней есть всё — любовь и измена, искренняя вера и подлость, вроде бы стремление к идеалам и оправдываемый «высшими целями» экстремизм. Человеческие отношения, даже человеческая жизнь в этой, казалось бы, благополучной семье (читай — стране) в силу вольных и невольных поступков окружающих становятся обесцененными.

Спектакль «Последний коммунист», идущий на малой сцене, в визуальном плане лаконичен. И эта очевидная незаполненность сцены лишний раз словно напоминает о том, как злой ветер «революций» задувает семейные очаги. Как непрочны «хрустальные» храмы. Как милые споры «отцов и детей» позапрошлого века становятся буквально кровавыми. Гибель двух героев в финале — таков печальный итог. Да и судьба самого олигарха не внушает иллюзий.»
Т. Мамаева, журнал «Казань»,
2014 г.
«Спектакль Славутского - это, в первую очередь, «история гибели одного семейства» на фоне социальных катаклизмов в стране. Здесь экономическая, бытовая и идеологическая неразбериха окружающей жизни - катализатор, проявивший фатальную утерю связи между близкими людьми.

Режиссер оставляет действие в том времени, в котором и о котором написана повесть. Это именно 90-е с только что появившимися Макдоналдсами, культом «Титаника» с Ди Каприо, щенячьим восторгом от «Пепси» и «Коки», примитивными конкурсами красоты, активными ячейками старых коммунистов и бомжами, нормальная жизнь которых пришлась еще на советские времена. Поражает, как ситуация 90-х прямым попаданием спроецировалась на сегодняшний день, как отраженные в спектакле общественные настроения и идеологические споры актуализировались в 2014 году. Время действия спектакля стало зеркалом нашего времени. Семейная история оказалась гражданским высказыванием театра, честным и бескомпромиссным. Пространство сцены ни в одном из эпизодов не используется целиком, действие почти неподъемного для театра множества картин перемещается из одной части сцены в другую, каждый раз невидимо ограниченную, какая-то ее часть всегда остается «за кадром» и создается полное ощущение следования за камерой.

В этом условном пространстве бурлит реальная жизнь. Удивительно, как камерность спектакля вместила в себя столь масштабную картину реальности, впустила в себя столько персонажей, отразила столько горьких противоречий общества. Славутский собирает панораму жизни российского городка, накручивая невероятный темп развития событий, впрыскивая в нас информацию через детали и насыщая спектакль не только сценическими, но и внесценическими событиями. Здесь буквально наслаиваются друг на друга конкурс «Грудь России», посиделки бомжей на городской свалке, открытие хрустального храма на Заводской площади напротив памятника Ленину, здесь отрывают рульки с капота Мерседеса и собираются застрелиться старые коммунисты, здесь для кого-то счастье - сходить в Макдоналдс, а для кого-то новенький самолет «Фалькон» - будничное приобретение.»
Д.Сафина, «Страстной бульвар, 10»,
2014 г.
Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский