«Мы счастливые люди: у нас зритель, о котором можно только мечтать»
В конце января 2017 года в гостях у «Казанских историй» побывал Илья Славутский, народный артист Республики Татарстан, ведущий актер Казанского академического русского большого драматического театра имени В.И. Качалова. Предлагаем вашему вниманию вторую часть нашего разговора.
В предыдущей части интервью речь шла о режиссерской работе Ильи Славутского, конкретно – о постановке спектакля «Женитьба», премьера которого состоялась в декабре 2016 года. В ходе диалога мы затронули технологическую сторону театрального процесса: выбор пьесы, создание образов героев, музыка, костюмы, декорации… Сегодня Илья расскажет о своем детстве, о семье. Он ответил на наши вопросы о его творчестве, о театре в узком и широком смысле этого понятия, о других своих талантах.
Актер, сын актрисы и режиссера
– Мой первый вопрос совпал с впечатлениями от недавнего выпуска передачи «Прямой эфир», где рассказывалось о трагических судьбах детей артистов, в основном, актрис. Не мне вам рассказывать, что такое мама-актриса, а у вас еще и папа – руководитель театра. Но, судя по всему, с вами ничего плохого не случилось. Более того, вы стали актером, что не всегда бывает.
Когда имеешь дело с артистическими отпрысками, всегда возникает один вопрос, на который отвечают по-разному. Интересно, как ответите вы. Фамилия СЛАВУТСКИЙ: вам это во благо, или, наоборот, обременение?
– В этом есть и огромное благо и счастье, и определенные трудности: это утроенная, удесятеренная ответственность. Поскольку ты уже не являешься отдельной единицей, ты являешься частью семьи, частью фамилии. Конечно, многое зависит от родителей.
Мои родители не ослеплены родительской любовью, они ко мне всегда крайне строги и принципиальны и в жизни, и в профессии. Каких-то поблажек мне не делали. Они и сами очень ответственно относятся к своей профессии, можно сказать, фанатичны в ней. Сказать, что меня часто хвалили, я не могу. Со мной никогда не сюсюкали, всегда общались достаточно серьезно.
Но ни в коем случае не подумайте, что меня не любили или недолюбили. Конечно, больно и обидно, когда другим говорят «молодец», а тебе – «нормально». Но одновременно я понимаю, что это и есть благо, потому что добиться результата можно только строгостью, особенно в нашей профессии.
Правда, в связи с этим, их одобрение становится и более ценным, более весомым. Например, сколько замечательных слов было сказано Александром Яковлевичем про «Женитьбу»… А от него не дождешься похвалы просто так. Это дорогого стоило. На нашем последнем собрании он назвал этот спектакль главным событием сезона.
– А как ваша мама справлялась с домашним хозяйством? Все-таки она актриса, занятый человек. Были бабушки, няни?
– Мне кажется, что это какой-то миф – об артистах, артистках, которые на кухню не заходят. Моя мама – абсолютно нормальная мама, как и моя жена-актриса – нормальная жена. Это нормальные женщины, которые готовят и убирают, которые занимаются детьми. Конечно, я раньше, чем все остальные дети, начал оставаться дома один.
– «Ребенок с ключом» про таких детей говорят.
– Или «закулисный ребенок». Из школы я шел не домой, как правило, а в театр, где меня ждал термос с супом. Мама – на сцене, со мной часто делали уроки другие артисты (смеется).
Наверное, если разбирать с точки зрения психологии, углубиться, то в этом можно найти истоки моей самостоятельности, умения создавать собственный мир, что и выразилось потом в режиссуре и фотографии. Я сам находил себе какие-то занятия: любил играть в солдатиков. Лепил из пластилина какие-то бесчисленные армии маленьких солдат, ставил целые сражения – это, в сущности, были декорации, это был мой театр. Уже тогда. Я занимался керамикой, рисовал… Многое из того, чем я тогда занимался, воплощается сейчас в театре.
– Каковы ваши отношения с коллегами? Сказываются ли ваши родственные узы на взаимоотношениях с ними?
– Мне трудно сказать. Наверное, есть зависть, ревность, но у людей более далеких. Те, кто учились со мной, работают в театре, которые видят меня в жизни и в профессии каждый день, прекрасно понимают, что никаких поблажек для меня нет. Они это знают и с уважением, как мне кажется, ко мне относятся.
– Ваши взаимоотношения с отцом – большей частью публичные?
– Они, к сожалению, даже слишком часто публичные, иногда хочется больше разговаривать не с директором, а с родным человеком. Александр Яковлевич всю жизнь был руководителем, и всегда занят, увы… Такова жизнь. Но это счастливая жизнь, счастливая судьба, счастливая семья.
– Я читала, что Александр Яковлевич считает, что главный режиссер должен быть особенно талантлив.
– Главный режиссер – это особая профессия, если хотите. Одно дело – быть режиссером и ставить хорошие спектакли, а другое – понимать, что такое руководство театром, работа с кадрами, знать, как растить людей, выстраивать репертуарную политику, как управлять всем этим сложным процессом. И мне кажется, что это самое сложное и самое интересное, что может быть в театре. Я, справедливости ради, должен сказать, что не хотел быть актером, всегда хотел быть режиссером.
– Мой следующий вопрос как раз об этом – о двух профессиях, которые вы знаете. Какова, на ваш взгляд, их специфика и чем привлекательна для вас режиссура?
– Актер – это часть целого, режиссер – это целое. В этом принципиальная разница. Если артист, какой бы он ни был прекрасный, – это лишь часть замысла, то режиссер владеет этим замыслом.
– А как получилось так, что режиссура у вас вторична, если вы не хотели быть актером?
– Поскольку я был очень молодым для режиссуры, я пошел учиться на актерское отделение, чтобы в дальнейшем стать режиссером. Когда пришел возраст и опыт, не только театральный, но и жизненный, что тоже важно, я поступил на режиссерский факультет. Мое стремление всегда было ставить спектакли.
– Это ваши личные устремления, как человека, как личности, или вы следовали примеру отца?
– На меня никто никогда не давил. Я гораздо больше удовольствия получаю от идеи, от замысла. Так скульптор лепит глину: артист – это глина, а режиссер – скульптор. Когда театр зарождался и начинал существование, как предтеча режиссуры в труппе всегда был главный артист, лидер, но не было еще самого названия – режиссер.
«До нас было много великого и интересного»
– Следующие вопросы касаются прошлого – прошлого театра вообще. Во-первых, как относитесь вы, как молодой человек, к предыдущему опыту? Предыдущий опыт – это опыт Качаловского театра, опыт театра Станиславского в целом, театра переживания, который сегодня слегка уступил свои позиции другому театру – представлений. Мне очень интересно, является ли опыт прошлого базисом для вас или вы склонны начинать с себя, со своего личного опыта, с того, что есть в сегодняшнем театре?
– Хороший вопрос вы задаете, правильный, важный. Ни один художник не существует отдельно, вне контекста прошлых поколений и прошлого опыта. Было бы смешно это утверждать. В этом есть большая наивность и самонадеянность многих современных творческих людей, которые считают, что до них ничего не было.
Отрицать опыт принципиально неправильно. Например, режиссер что-нибудь поставит и говорит: «Вот, открытие!». А это открытие уже Брехт сделал сто лет назад, а это – двести лет назад, а это тысячу лет существует! Всегда странно и неприятно это слышать, хочется сказать: «Молодой человек! То, что ты называешь открытием, существует в истории театра уже сто лет».
Я не отношу себя к таким людям. Я с уважением отношусь ко всему, что было до нас, потому что до нас было много великого и интересного, совершены открытия и Станиславским, и Брехтом, и Вахтанговым, и Мейерхольдом, и Таировым. Все это обязательно существует в нашей театральной генетике, отрицать этот опыт бессмысленно, глупо и неправильно.
– Я хочу уточнить свой вопрос. Да, иногда человек не знает, а скорее всего – не хочет знать опыт прошлого. Это субъективное начало. Но есть и объективные вещи – театр изменился потому, что время другое, поменялись зрители…
– Конечно, театральная эстетика постоянно меняется. Мода меняется, одежда меняется, и достаточно быстро… Театр так же меняется. Например, недавно театр казался более психологичным, сейчас есть какое-то увлечение формой, но это совсем не значит, что через пять или десять лет я же, например, не захочу поставить какой-то более психологический спектакль, или еще через пять – более формальный. Эти изменения естественны, ведь даже природа меняется – то зима, то весна.
Есть самое главное, что в театре должно сохраняться, и оно всегда сохраняется – понятие живого театра, живого взаимодействия, когда артист по-настоящему существует на сцене, живет. А чем лучше артист, тем разнообразнее может быть форма спектакля. Это может быть очень формальный спектакль или классический, простой, где разговаривают человек с человеком. Самое главное – это должно попадать в сердце.
Если это живое – какая бы форма ни была – это будет вас трогать в зале. Может, это будут какие-то фантастические костюмы или аскетичное что-то, или игра в классическое пространство, или в площадной театр. Главное, чтобы это было о человеке, про человека, для человека. Существование актера должно быть подлинным и глубоким.
С чем выходишь на сцену
– То есть для вас все-таки первично, что вы несете в зал, а не как вы это делаете?
– Без содержания не может быть формы, а без формы не существует содержания. Эти два компонента, что и как, обязательны, но, конечно, главный посыл – это что.
– Есть момент, который мы не можем не иметь в виду: сегодня в театр пришел зритель, которому, в принципе, театр не нужен, чтобы что-то узнать, услышать, понять. Ему нужен театр для того, чтобы расслабиться. По-моему, такого зрителя называют «человек с попкорном».
– Развлекательная функция театра существует и существовала всегда, как бы то ни было, театр все равно есть развлечение.
– Это вы правильно заметили. Но ведь когда-то языком театра говорилось о том, о чем еще не писали в газетах.
– Это другой вопрос. Как насытить и чем наполнить развлечение – это обязанность художника. Одно дело, если я развлекаю вас Шекспиром, но вы в слезах в конце, или пьесой Горького «Васса Железнова», или «Дон Кихотом» Сервантеса – да, развлекаем. Но это серьезнейшие мысли, серьезный материал.
Это вопрос ответственности художника – кем ты становишься: либо ты деньги делаешь, либо ты серьезные вопросы поднимаешь. Мне кажется, это важно в искусстве. Пусть я буду консервативен в этом плане, а сегодня и нужен такой здравый консерватизм.
Сейчас слишком мало источников, которые могут подарить разумное, доброе, вечное. Театр – в сущности, единственный источник в мире, который дарит все это. Где еще человек может услышать Мольера, Шекспира, Чехова?
Я считаю, что базисом любого спектакля, раз мы говорим о театре, должна быть хорошая литература, драматургия. Конечно, театр – это зрелище, развлечение, но здесь такое – «развлекая, поучай». Момент сопереживания человека в зале – это все равно радость. Артистам всегда говорят, и это правильно: «Даже если вы играете трагедию, вам должно быть весело и радостно». Это же удовольствие. И то, что зритель рыдает в зале, – это же его удовольствие на самом деле.
Зачем зритель в театр ходит? Сопереживать. Поверить. Увлечься. Обмануться. Поэтому театр никогда не умрет, он выражает самую главную человеческую потребность – диалога человека с человеком. А сейчас в мире это вообще острая потребность. Телевидение – какой-то страшный монстр, который льет на нас из шестидесяти каналов помои. Я человек стойкий, волевой, но я сломался, я не могу это смотреть. Я прихожу домой и делаю отчаянную попытку посмотреть что-то – просто не могу. Остается только дождаться ночи и увидеть какой-то хороший фильм, который запрятан, чтобы его, не дай Бог, никто не увидел.
– У вас есть артистический опыт общения с залом. А вы предугадываете реакцию зрителей, когда ставите спектакль как режиссер? Вы играете с ним в поддавки или решаете какие-то свои задачи, втягивая в это зрителей?
– Общение со зрителем, безусловно, не монолог, а диалог. В любом случае. И каждый вечер они другие. И увлечь их, и повести за собой, и заставить сыграть с собой в игру – это моя задача. В этом, собственно, и состоит профессия. Я же не делаю это для себя, я делаю это для них. Им должно быть интересно, весело или больно, в зависимости от того, что мы делаем. Это неправда, когда говорят: «Нет, мне не нужен зритель».
Это абсолютно трезвый расчет. Я знаю: здесь они будут плакать, здесь они посмеются, и я их приведу к тому, что они будут плакать в конце спектакля. Это не может быть случайностью. В саму идею я вкладываю, что именно я хочу от зрителя.
Вот придут они сегодня в зал. Прочитают: «Комедия «Женитьба». Подумают: «Наверное, что-то смешное!». А мы им раз! – и не смешно. Принципиально не будет смешно. Моей целью не стояло делать «ха-ха» в «Женитьбе», например. Смешное здесь само собой, но наш основной стержень – заставить их понять, зачем они, кто они, для чего живут?
– Насколько мне известно, бывает такое, когда зал абсолютно холодный, не воспринимает спектакль. Причины могут быть разные. Вас не ломает такая ситуация?
– Бывает зал горячее или холоднее на одном и том же спектакле. Иногда бывает зал, который смеется в ответ на каждую реплику даже больше, чем ты делаешь, они сами за тебя все делают. А иногда бывают очень сдержанные... Но ничего не сделаешь, значит, ты все равно ищешь к ним ключ весь спектакль. Я могу сказать, что ни разу не проиграл зрителям. Если ты артист, то это твое дело. Ты вышел на сцену. Будь добр! Не поняли, недочувствовали что-то! Найди, достучись!
– У Райкина есть такая хорошая песенка – «Добрый зритель в девятом ряду». Можете создать обобщенный портрет зрителя, для которого вам более всего хочется работать, вашего единомышленника?
– Справедливости ради, надо сказать, что у нас и есть такой зритель, какого хотелось бы видеть. Мы счастливые люди: наш зритель такой, как надо: эмоциональный, умный и образованный.
Я вообще не верю, что зритель какой-то разный, это неправда. Зритель всегда хороший. Подлежит обсуждению не зритель, а ты.
Зритель везде одинаковый, с поправкой на разные национальности, разный темперамент, но все равно люди везде люди. Когда какие-то режиссеры говорят: «Нет, это зритель плохой», таких режиссеров, я считаю, надо брать – и в печку. Если ты не смог создать такую картину, на которую зритель хочет смотреть, ну, какой же ты художник? «Я вышел – всё, аплодируйте!». Нет! Будь добр, сделай так, чтобы тебе аплодировали. Для меня это аксиома.
– Важно ли вам почувствовать, что зритель вас понял?
– Да, конечно. Это самое главное. Хочется, чтобы он понимал не только что он посмотрел, но и для чего. Иногда наши зрители пишут такие отзывы, думая, что описывают впечатления, даже не полагая, что они создают, в сущности говоря, театроведческую статью. Порой зритель, который в жизни своей является человеком совсем другой профессии, делает разбор спектакля лучше, чем многие профессиональные журналисты.
– Расскажите о вашем отношении к оценке вашего труда. Существуют артисты и режиссеры, которые говорят, что им это неважно. Сегодня вообще правило хорошего тона – говорить: «Я не читаю, я не слушаю».
– Это лукавство. Каждому артисту, художнику, режиссеру важен любой отзыв, любое впечатление, ради этого, собственно, всё и делается. Если кто-то говорит, что ему это не важно, он врет. «Я делаю для себя» или «для двух зрителей» – так говорят люди либо больные, либо большие лжецы. Любой состоявшийся режиссер читает все отзывы зрителей, ему интересно. Чем лучше режиссер, чем он талантливее, тем больше он человек чувствующий, человек страдающий.
Здесь необходимо придерживаться разумной меры, потому что никакое мнение в конечном итоге не является руководством к действию. Допустим, этому человеку понравилось – тому не понравилось. Ну и что? В конце концов, оценка любого профессионального театроведа – субъективная точка зрения. Вот пришли на спектакль два равно замечательных специалиста по театроведению. Один сказал: «Гениально!». Другой сказал: «Отстой». Так что мне – застрелиться дальше? На следующий день пришли в другом настроении, и первый сказал: «Нет, я передумал. Отстой». Другой: «Нет, гениально».
Возвращаясь к пушкинской формуле: «Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.». Я сам прекрасно знаю, чего я хотел от зрителя, чего я хотел от артиста. Если я знаю, что где-то есть проблема, так она там и будет. А когда я знаю, что всё хорошо, то так оно и есть.
– А что больше всего ранит из сказанного рецензентами? Сегодня это в основном журналисты.
– Скажем так: чего не должно быть в профессии журналиста. Я думаю, меня грамотные и профессиональные журналисты поддержат. В этой профессии не должно быть злобы, ангажированности, оскорблений, безапелляционности, не должны нарушаться этические нормы.
Человек должен заниматься своей профессией. Я артист – я играю. А журналист должен нести добро в мир, сообщать информацию, делиться впечатлением. И во всем всегда должна присутствовать профессиональная и человеческая этика.
Жизнь кроме театра
– У меня остался последний блок вопросов. Нас интересует всё, что вы умеете, кроме того, что делаете в театре?
– Я занимался лепкой, керамикой, скульптурой, умею работать на гончарном круге: делать кувшины, свистульки, разные предметы. К сожалению, на это нет времени, но я очень хочу вернуться к этому ремеслу. Играю на гитаре, на губной гармошке. Я не профессионал, конечно, но люблю. Недавно сделал себе подарок – купил электрогитару, музицирую. У нас есть музыкальная программа, называется ретро-концерт «Когда зажгутся фонари». Это золотое собрание известных песен любимых авторов: Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко, Вадима Козина… Родилась наша программа, когда мы были на фестивале в Марселе. Там есть такой обычай: русские артисты должны спеть после спектакля. Мы пели наши любимые песни, и за много лет это превратилось в полноценную программу.
Эта музыкальная программа войдет в репертуар Малой сцены, в ближайшие месяцы будет премьерный концерт-вечер. Зритель придет, а мы будем петь, будет играть живой оркестр. Это будет очень красиво.
– Стихи не пишете?
– Стихи я не пишу и никогда не писал. Я очень хорошо пишу юмористические вещи, есть такой жанр – капустник. Пишем разные смешные песенки, эпиграммы, делаем это в разных жанрах, определяем, например, что в этот раз будет в стиле Пушкина или басен Крылова.
– Значит, капустники еще живут в театре…
– Конечно. Мы к этому жанру бережно относимся и стараемся поддерживать, уделяем много времени. У нас праздники проходят всегда очень весело.
– Вы ведь еще преподаете?
– Формально я не преподаю, но любой хороший театр, как наш, предполагает наставничество, и это работа на каждый день. У меня нет должности педагога, но молодым артистам необходимо помогать, объяснять, учить – по сути, это и есть педагогика. Я не исключаю возможности полноценного преподавания, если у кого-то возникнет желание меня пригласить. Я отношусь к педагогике с интересом. Это очень ответственная и трудная вещь.
– А что же вы не скажете о самом главном вашем умении?
– А что я еще умею делать?
– А как же фотография?
– Ах, да. Это моя большая любовь.
– Вы сказали, что на гончарное дело у вас нет времени, а на фотографию есть?
– Фотография – это моя искренняя любовь. Она есть одно из воплощений режиссерской работы, потому что тот жанр, в котором я работаю (постановочная фотография) – это тоже режиссура. В сущности, это такой фототеатр. Многие фантазии, наверное, зарождались и продолжат зарождаться там.
– А как у вас родилась серия «Мастер и Маргарита»? Я нашла ее в Интернете. И кого вы снимали?
– Своих коллег. Как родилась? Я очень люблю это произведение.
– Вам заказали эту съемку?
– Нет, это было мое желание. Я делал это для себя, чтобы устроить выставку. Мы сделали проект абсолютно некоммерческим. Участвовали мои коллеги: Илья Петров, Елена Ряшина, Марат Голубев, Надежда Ешкилева и другие. Это один из моих любимых проектов. Его можно увидеть на моем персональном сайте www.slavutski.ru.
– Актеры в костюмах. Пришлось раскошелиться?
– Фотография – вообще дорогое удовольствие. Но я могу снимать и когда ничего нет. Можно создать красоту практически из ничего. У тебя есть стульчик, стеночка, есть прекрасное лицо актрисы – из этого создается чудо. Это непростой кропотливый процесс размышлений, поиска, эксперимента. Это труднейшая работа. Человек в секунду должен сыграть весь сюжет полностью. Найти тот самый миг, который станет правдой, трудно.
Актеры готовятся к фотосессии, как к полноценному спектаклю. Читают, фантазируют. Фотография – жанр, который, в отличие от театра, остается во времени. Театр – вещь очень эфемерная, он не фиксируем ничем. Кстати, ничем, кроме фотографии! Даже видео не дает полного представления о спектакле. А хорошая фотография дает.
– Пресс-служба театра прислала в редакцию снимки с последних спектаклей вашего театра. Очень хорошая съемка. Особенно понравился фоторяд по «Дон Жуану». Кто автор?
–Спасибо, для театра это комплимент. Мы фактически собрали свою команду фотографов, которые работают вместе с нами. Недавно мы выпустили буклет театра с новыми хорошими фотографиями. И этот буклет радует не только зрителей, но и артистов, потому что, увы, от нас не остается ничего, кроме старых фотографий.
– Спасибо вам за неспешную беседу, за уделенное время. Мы исчерпали свои вопросы.
– Приходите еще, будем неспешно беседовать!
Любовь Агеева,
"Каз@нские истории" 16.03.2017 г.
Александр Славутский: «У нас любят разбить кувалдой, а потом канонизировать»
«Надо знать, за что голосуешь»
— Вы еще и депутат Госсовета, чего касается ваша общественная деятельность?
— Мы в комитете по образованию, культуре и языкам активно занимались законом о театре. Провожу встречи с избирателями в приемной Дмитрия Медведева, в Кировском районе. Люди приходят разные, бывают адекватные, бывают не очень. Последние несколько раз мне моим избирателям удалось помочь. Пришла женщина, не могла устроить в больницу старика-отца, ее пинали. Я дозвонился, приняли в больницу ее отца. Она теперь звонит, благодарит. Другая женщина обратилась с просьбой помочь получить паспорт, она из Средней Азии, но давно здесь живет. Тоже помог. Всем заниматься приходиться. Есть музыкальная школа, где учатся дети с физическим проблемами, это замечательные дети, они прекрасно играют и поют, мы им помогли купить портфели, нотные тетради, книги. Мы с театром можем кое в чем помочь. Приходится заниматься всем, чем занимаются депутаты, это не такая легкая вещь. Принимать законы, голосовать — это трудно. Надо же понимать, за что ты поднимаешь руку.
— «Реконструкция театра обошлась более чем в миллиард рублей, у вас три сцены, будут ли на них новые проекты?», — спрашивает читатель.
— У нас две сцены, третья сцена — это репетиционный зал. На нем теоретически можно попробовать что-то сделать, но мы пока только репетируем. Что касается проектов, у нас только что прошел поэтический вечер «Зимний трамвай». Это делала наша молодежь совместно с журналом «Идель». Наши актеры читали стихи казанских поэтов. У нас были бродилки-экскурсии для зрителей — знакомство с нашим театром. Периодически у нас проходят встречи со зрителями. Публика на этих встречах иметь возможность задавать вопросы актерам. У нас был вечер молодого композитора Эльмира Низамова.
— Из молодого поколения Низамов сейчас — первый.
— У нас сейчас работает его ученица.
«Антреприза — это бизнес»
— Опять вопрос фишек: «В прошлом и в этом сезоне был у вас в театре, во всех спектаклях у вас поют и танцуют. И что, ваша фишка?»
— Не знаю, фишка или нет. Когда мы выпустили спектакль «Американская шлюха», нас обвиняли в авангардизме. Говорили, что у нас на сцене чуть ли не стриптиз. Потом начали говорить, что мы традиционалисты. Мы ни то, ни другое. Каждый художник должен пить хоть из маленького, но своего стакана. Я считаю, что театр должен быть зрелищным, эмоционально активным. Нет ничего более эмоционального, чем музыка, напрямую обращенная к эмоциям. У нас же не ансамбль песни и танца, у нас же в «Женитьбе Фигаро» русские народные танцы не исполняют. У нас редкий театр, мы многое умеем делать сами. Вот, например, вы же смотрели «Женитьбу», кто написал там песню для спектакля? Сами. У нас музыкальные ребята. Для участия в мюзиклах, например, в Америке специально обучают артистов. Наши ребята просто занимались с нашими хормейстером и хореографом, теперь уже хорошо научились одновременно петь и танцевать. Мы не ставим мюзиклы, мы ставим музыкальные спектакли. «Скрипач на крыше», например, это мировая драматургия, литература — Шолом-Алейхем. Джери Бок написал прекрасную музыку к нему. Это мировая фишка. «Трехгрошовая опера» была написана, музыку к ней писал Курт Вайль, когда мюзиклов еще не было. Они с Брехтом ее назвали «Пьеса с музыкой». Когда я ставил «Роковые яйца», мне в этой небольшой повести не хватало лирической линии. И тогда я договорился с Владимиром Дашкевичем, он написал музыку. Наш фирменный стиль? Может быть. Я люблю, когда поют, что в этом плохого? Сейчас мы репетируем «Бег» Булгакова, репетиции мы начали со сцены тараканьих бегов, это начало второго акта. Я решил, что от стилистики этой сцены зависит стилистика всего спектакля. У нас в спектакле идет очень красивый старинный вальс, и из этого вальса мы сделали такую кабаретную музыку, и сочинили для Артура, там есть такой персонаж, целый номер. Он опять будет музыкальным. Театр — это пространственно-временное моделирование жизни, и музыка в спектакле имеет значение. Главное, чтобы театр не был скучным. Сам такой не люблю, не люблю театр только для критиков. Я люблю театр для людей, так, как назвал Стреллер.
— Драматический вопрос: «Несколько лет назад сгорело общежитие театра, как сложились судьбы его жильцов — ваших актеров?»
— Замечательно сложились! Все получили жилье, никто не остался на улице, спасибо нашему правительству. Никто в палатке не живет, все живут в нормальных квартирах, все купили машины. У нас во дворе театра стоит 45 машин.
— «В Казань часто приезжают антрепризные спектакли, как вы относитесь к антрепризе?» — вот такой вопрос задает наш читатель.
— В силу того, что антреприза помогает актерам достойно существовать, хорошо отношусь. В силу того, что, как правило, это бывает не очень хорошее качество спектаклей, плохо отношусь. Антреприза немного разрушает русский репертуарный театр, у актеров поворачиваются мозги не в ту сторону. Антреприза — это не искусство, это чистый бизнес. Они не могут репетировать долго, им надо заработать быстро деньги, они никогда не повезут трал с декорациями, ходят потом в театрах подбирают банкетки и табуретки. Это все другое. Нет ничего более разумного, чем российский репертуарный театр. Это наше достижение, это надо сохранять, а не разрушать, как мы разрушали государство в годы перестройки. У нас любят сначала поднять на пьедестал, потом сбросить и разбить кувалдой, а потом канонизировать. А потом каяться. Надо все ценить своевременно. Вот, например, разрушили систему гастролей, сейчас гордятся, если на два-три дня едут на гастроли. Какие это гастроли? Мы каждый год, как минимум, гастролирует 20 дней. Сейчас мы поедем на гастроли на 15 дней в Киров, нам нужна подпитка от зрителей другого региона, потому что это другие люди, и мы должны доказывать свою состоятельность.
«К «Углу» отношусь нормально»
— А оправдывает себя практика продажи электронных билетов?
— Оправдывает. Мы десять процентов продаем через электронные кассы, и эта цифра растет. Люди смотрят сайт, покупают билеты. У нас красивый сайт, в одной эстетике с нашими буклетами и афишами. Гордимся.
— Похоже, что народ рвется в артисты. Вопрос такой: «Будут ли еще целевые наборы в ГИТИС»?
— Это очень тяжело. Я выпустил два курса ГИТИСа, они учились прямо в театре, я каждый день отдавал им по три часа. Это трудно. Мои коллеги как-то умеют учить сразу по два-три курса, я так не могу. Я бы сейчас лучше набрал режиссерскую группу, если бы были эти люди, надо хотя бы три-четыре человека. Посмотрим.
— Как вы относитесь к новым театральным течениям в Казани, например, к тому, что делает «Угол»?
— Нормально отношусь. Там спектакль поставил, например, Дмитрий Волкострелов, я пару лет назад на какой-то встрече в Москве спрашивал его о постановке в нашем театре, он сказал, что делает не спектакли, а проекты. Если они находят своего зрителя, замечательно. Мы тоже делаем проекты — встречи со зрителями, поэтические вечера. В апреле в Казани на базе нашей малой сцены будут проходить финальные читки и мастер-классы всероссийского конкурса драматургии «Ремарка», и в реализации этого проекта вместе с нами задействован и «Угол» — это наш общий с «Живым городом» проект. В «Углу» работают нормальные ребята, например, Инна Яркова и Диана Сафарова, хорошо, что работают. Люди собираются, ставят спектакль, приходит публика — что плохого?.. Будет возможность, приду, просмотрю.
— Еще один вопрос от явно желающих работать с вами: «Какими качествами надо обладать, чтобы попасть к вам в труппу?».
— Талантом. А что еще? Талант проявляется по-разному. Бывает через три года, бывает — через десять. У нас в театре нормальная атмосфера, половина труппы — мои ученики, да и за 23 года работы в Качаловском, актеры росли вместе со мной. Планов у нас много — «Бег», которым, очевидно, откроем будущий сезон, на малой сцене репетируют «Дон Кихота», до конца сезона, наверное, покажем ретро-концерт. Едем на фестиваль в Санкт-Петербург. К началу нового сезона откроем музей театра. Главное, чтобы, дорогие зрители, вы к нам приходили.
Татьяна Мамаева,
"Реальное время" 09.03.2017 г.
Елена Ряшина: «Все наши эмоции на сцене должны быть подвластны нашему мозгу»
Ведущая актриса Качаловского театра провела творческий вечер в Казани.
На малой сцене казанского Русского драматического театра им. В. Качалова прошла творческая встреча заслуженной артистки Татарстана, ведущей актрисы театра Елены Ряшиной. «Девочка из хорошей семьи», всю жизнь прожившая в Казани, а ныне – яркая и запоминающаяся артистка, трудолюбивая и упорная актриса в этот вечер делилась с залом своей историей о театре.
«Сегодняшняя встреча очень волнительна для меня, – призналась, представляя артистку залу, завлит Качаловского театра, заслуженный работник культуры Татарстана, Диляра Хусаинова. – Мне не очень просто говорить о вашем собеседнике, этот человек для меня не только коллега и актриса, которой я восхищаюсь, но еще и близкий друг. Ваша собеседница сегодня – замечательная актриса, которая умеет быть убедительной и органичной в самых разных жанрах, умеет к эксцентрике и экспрессии добавить лирическую ноту в роль и не остается незамеченной даже в маленьких эпизодах, точно мыслящая, чувствующая на сцене и безмерно преданная своей профессии».
«Елена Ряшина по-настоящему служит театру, все в ее жизни меряется именно театром, его жизнью, потребностями и радостями, она очень небезразлична к миру и очень неуспокоена по отношению к себе. Мы с Еленой пришли в театр практически в одно время (2001 год – прим. Т.-и.), на моих глазах начинался ее творческий путь на качаловской сцене. Мне все время кажется, что она все время, не останавливаясь, идет по какой-то лестнице, все время поднимается вверх. На этой лестнице нет площадок, на которых можно отдохнуть – она не дает себе такой возможности. Мне кажется, что конца этой лестницы она не видит и не хочет видеть. Люблю ее, восхищаюсь ей», – заключила Диляра Хусаинова.
«После таких слов очень волнительно выходить к вам. Я стояла и думала, что вот-вот заплачу. В жизни такие слова ты мне говоришь редко, – иронично подметила Елена Ряшина, появившись на сцене. – Все слова из головы высыпались. Я даже не могла предположить, насколько волнительно выходить сюда, поражена мужеством своих коллег. Волнительно потому, что каждый раз, играя спектакль, мы защищены: защищены текстом автора, задачей режиссера. Хочется, чтобы диалог состоялся».
«Я считаю себя счастливым человеком: я занимаюсь любимым делом, делом, которым я хотела заниматься всегда», – продекларировала с лету Елена Ряшина. Артистка довольно рано определилась со своей профессией, на тот момент ей было 10 лет. По словам актрисы, родители воспитывали ее так, что она просто не могла не выбрать творческую профессию. Любимая бабушка маленькой Елены играла в струнном оркестре и часто занималась с внучкой.
«Я не ходила в садик, мы оставались с бабушкой, и она учила меня играть на гитаре. Довольно рано меня стали обучать музыке, и мне это очень нравилось, нравилось выступать. С двух лет мои родители стали меня записывать на катушечный магнитофон: я читала стихи, пела. Слушая свои записи, я понимаю, с того времени у меня была потребность что-то сказать миру. Темперамент захлестывал, хотелось рассказать и спеть все, что я знала. Я очень любила кино, особенно музыкальное кино, сидела с красной ручкой и подчеркивала в программе передач, что я буду смотреть. Полюбив кинематограф, я решила, что буду именно киноактрисой. Взрослые умилялись, когда я заявляла, кем хочу стать, но мое желание было твердым и несгибаемым. Я верила в это и не сомневалась в себе», – вспоминает она.
В школьные годы Елена Ряшина увлеклась театром, ставь частой гостьей, а затем и завсегдатой драмкружка, параллельно обучаясь в музыкальной школе. Уже позже в Казанском театральном училище будущая актриса попала в руки талантливых педагогов – Владимиру Бобкову и Татьяны Корнишиной. Работа на курсе шла очень серьезная: постоянные читки, подготовка этюдов, постановок, студенческий ансамбль, частые походы в театр.
«Я помню, Владимир Александрович, человек очень жесткий, не давал нам спуску, всегда кричал на нас своим поставленным и звучным актерским голосом. Совсем нас не щадил, за что все мы на него безумно обижались. Когда я пришла в театр, я поняла, почему все было именно так, – подчеркнула она. – До сих пор ему благодарна за то, что не давал нам спуску, за то, что заставлял нас видеть и слышать на сцене».
Особенно сокровенными воспоминаниями остались для Елены Ряшиной «экскурсии» по театральному закулисью, посещения пробных допремьерных показов в качаловском. По ее словам, работать именно здесь ей хотелось все студенческие годы, а то, что она все же вошла в семью качаловского – дело счастливого случая.
«На то время в театр нужны были молодые актрисы, здесь ставили "Вишневый сад". И это был первый случай, когда Александр Яковлевич (директор и главный режиссер Качаловского театра Александр Славутский – прим. Т.-и.) пришел на дипломный спектакль в театральное училище. Буквально на следующий день у меня было занятие по сценической речи, тогда еще не было сотовых телефонов, и нашего педагога Татьяну Михайловну позвали к телефону на первый этаж. Поговорив по телефону, она вернулась и объявила мне, что завтра в два часа меня ждет Александр Славутский на прослушивание. Мои ноги сами бежали туда. После просмотра меня взяли в театр, уже 16 лет я служу в Качаловском театре», – рассказала Елена Ряшина.
Елена Ряшина сразу же мощно влилась в репертуар театра. Абсолютно все для начинающей актрисы тогда было в новинку, не смотря на ее разностороннее образование и интересы. «Когда я пришла и начала работать в первом спектакле с нуля, наблюдая за другими артистами, я поняла, что я в действительности так мало могу, мне нужно так много над собой работать, – отметила она. – Я стала наблюдать, смотреть на своих коллег. Очень благодарна театру за то, что меня многие здесь поддержали».
Хорошим артистом всегда управляет разум, а не чувства, считает Елена Ряшина: «Артист должен быть дураком в хорошем смысле: он должен быть наивен и эмоционально открыт, но ни в коем случае это не касается ума, разума. Есть какое-то ошибочное мнение, что артист должен быть дураком. Принято у нас учить полагаться только на чувства. На самом же деле артист – это машина, игра – сознательный волевой акт, голова в театре должна очень хорошо работать. Все наши эмоции на сцене должны быть подвластны нашему мозгу».
Ольга Голыжбина,
"Татар-информ" 07.03.2017 г.