Феерический мир дешевой морали
Что же предлагают зрителю? А вот что: эстетику просторечных слов и неприличных жестов, сопровождаемых столь же неприличными звуками. Все это поначалу многих шокирует. Зато замечательная музыка немецкого композитора Курта Вай-ля все уравновешивает, и зритель торжествует: он попал в настоящий театр, где дают настоящую зонг-оперу.
Итак, занавес поднят. За ним — лаконичная «конструктивистская» сценография, отнюдь не дешевые костюмы актеров. Из отличной хромовой кожи выполнены «лохмотья» нищих лондонского района Сохо. Все они — профессиональные попрошайки, сотрудники фирмы «Друг нищего», которую возглавляет Ионафан Пичем (эту роль сочно, с особым люмпенским пафосом исполняет актер Михаил Галицкий). Его жена Целия (народная артистка России Светлана Романова) ведет бухгалтерию фирмы и помогает мужу держать в ежовых рукавицах нерадивых работничков. А вот их дочь Полли — непослушное дитя, она в очередной раз огорчила «предков», без родительского благословения выйдя замуж за главаря местной банды Мэкхита по кличке Мэки-Нож. Его профессиональный «профиль» — грабежи и убийства. Подобно Пичему, он регулярно получат дань со своих головорезов (их образы исполнены в романтическом ключе — в духе шиллеров-ских разбойников).
Мэки-Нож в исполнении артиста Ильи Славутского — этакий гибрид Хлестакова и Джека-потрошителя. Он вальяжен, изнежен, ленив, до крайности беззаботен и в то же время расчетлив и жесток. Мэки — конкурент Пичема, брак его дочери с таким человеком для него неприемлем, и он заявляет на него в полицию.
Но бандюгана Мэки голыми руками не возьмешь. Ему покровительствует сам шеф лондонской полиции Браун. Тем не менее, предупрежденный молодой женой об опасности, Мэки предпочитает на время «уйти в тень», но в качестве укрытия выбирает… бордель, где обитает бывшая его любовница Дженни-Малина, тоже «авторитетная личность» города. Глубоко оскорбленная его недавней женитьбой, она предает бывшего дружка. Мэки, теперь уже в амплуа героя-любовника, подвергается аресту.
А шериф Браун не спешит выручать приятеля. Он вообще мало озабочен криминальной обстановкой в городе, поскольку запутался в получаемых взятках: одни платят за то, чтобы Мэки-Нож сидел в тюрьме, другие — за его освобождение. К тому же дочь Брауна Люси также оказывается в числе бывших любовниц сердцееда и плута Мэки. В общем, образуется любовный многоугольник…
Все-таки Мэки удается освободиться, но ненадолго. Его вновь арестовывают. На этот раз дело обстоит весьма серьезно: ему грозит смертная казнь.
Но в такой искрометной пьесе, где все действие сопровождает кордебалет попрошаек, головорезов и проституток, а герои поют сильными и хорошо поставленными голосами, не может быть трагического финала. А потому — неожиданный поворот: по случаю коронации очередной наследницы английского престола Мэки-Нож получает не только амнистию, но и — паче чаяния, — как герой откровенно авантюрный, удостаивается аристократического титула, в придачу к которому получает замок и пожизненную ренту в 10 тысяч фунтов-стерлингов.
В финале сводный хор все тех же нищих, воров и проституток прославляет «трехгрошовую мораль», которая позволяет любому проходимцу приспособиться к сносному существованию в бедняцком квартале Сохо и даже стать успешным, жить припеваючи и пританцовывая.
Понятно, что пьеса Брехта-Вай-ля — пародия на академическую европейскую оперу. Вместе с тем это пародия на мир трехгрошовой морали, где правят нищие и короли, полицейские и бандиты, банкиры и проститутки. Обитатели социального дна подражают аристократам и правительственным чиновникам, погрязшим в коррупции, в результате- на сцене фарс с элементами гротеска, сопровождающийся музыкой в «живом» исполнении инструментальной группы театра. Все подмечено правдиво, точно и живо. Все схвачено!
Знаменитые авторы Брехт и Вайль писали свою злободневную пьесу как острую сатиру на немецкое общество накануне установления там нацистского режима. Художественный руководитель театра народный артист России Александр Славутский поставил по пьесе феерический спектакль, сумев сделать его не менее актуальным для современного российского зрителя.
Владимир Янушевский,
"УЛПРЕССА" 25.09.2009 г.
Заседание продолжается! В Качаловском театре репетируют "12 стульев"
В пустом зале, где зрительские ряды закрыты тканью от пыли, пустынно, горит дежурный свет. На сцене суперзанавес, изображающий длинный забор, на котором нарисованы разные картинки. Такой тоскливый российский полинялый забор - символ неухоженности. Суперзанавес еще не готов до конца, и когда на сцене нет репетиций, его заканчивает автор сценографии к этому спектаклю, главный художник Качаловского театра Александр Патраков.
Постановщик спектакля Александр Славутский сидит в первом ряду, перед ним столик с микрофоном. Замечания делает весьма темпераментно, видно, что происходящее на сцене ни на секунду не выходит из его поля зрения.
Репетируют "изъятие первого стула" - тройную сцену Остапа Бендера (Илья Славутский), Кисы Воробьянинова (Михаил Галицкий) и отца Федора (Марат Голубев).
- Толкни, толкни его и посмотри, как он прореагирует, - подсказывает Славутский Кисе-Галицкому.
Актер незамедлительно выполняет подсказку режиссера, и темпоритм сцены меняется.
Внезапно появляется Остап - Илья Славутский. В модных джинсах, но в шарфе. Хотя актеры репетируют пока в весьма условных костюмах, такую деталь наряда Остапа Ибрагимовича, как шарф, не надеть было невозможно - шарф нужен для верности ощущений.
Коротенькая тройная сцена, вся суть которой вращается вокруг стула, повторяется снова и снова. Репетируют ее буквально по репликам больше часа. Наконец стул вспорот, бриллиантов в нем нет, и демагог отец Федор позорно бежит с ним за кулисы под реплику "Почем опиум для народа?".
Репетиция идет больше двух часов, и режиссер наконец-то объявляет перерыв.
- Я решал, что взять, - "Мертвые души" или "12 стульев". Взял в результате в работу роман Ильфа и Петрова, потому что по времени он ближе к нам, он будет понятнее, в нем меньше иносказания и больше современности. Сегодня комбинатор, мошенник, проходимец - это, увы, национальный герой. У нас наивно поняли бизнес как возможность обмануть одним махом всех и заработать большие деньги. У нас почему-то убеждены, что невозможно заработать деньги честно, но тогда кому нужен такой бизнес? Получается, что это не зарабатывание, а грабеж. Небольшая группа граждан занимается комбинациями, в результате обманывает страну и народ. Чем больше мы работаем над "12 стульями", тем больше понимаем, насколько это злободневное произведение. Абсолютная энциклопедия нашей сегодняшней жизни, к сожалению, - рассказывает Александр Славутский.
По мнению Александра Яковлевича, на сцене будут сегодняшние люди и обаятельный бандит. Остап будет более жестким, чем мы привыкли видеть его в экранизациях, хотя не без налета романтизма. Он отнюдь не говорун, а человек, который хочет заработать и вырваться из рутины, окружающей его. Не случайно герой говорит, что у него с советской властью принципиальные разногласия: она хочет строить социализм, а Остап - нет.
Новый спектакль качаловцев, который будет называться "Великий комбинатор", объединяет около пятидесяти персонажей. По словам режиссера, делать инсценировку по роману Ильфа и Петрова было сложно, потому что перед нами прекрасная литература, но именно литература, а не драматургия. Все литературные обороты - это есть литература, комментарии, а не действие. Иногда важная информация заключается в одной фразе, но как ее сыграть? Судя по репетиции, виденной мной вчера, сыграть получается, и получается весьма неплохо. Впрочем, подождем делать окончательные выводы до премьеры, она назначена на 2 октября.
Пока же в театре, параллельно с репетициями, решают еще одну проблему: как можно аккуратно разорвать обшивку стульев, чтобы они оказались пригодны и для следующего спектакля? Ведь если за обшивкой по-настоящему искать бриллианты, стульев не напасешься.
Татьяна Мамаева,
"Время и Деньги" 19.08.2009 г.
Светлый мир театра
Своеобразное прочтение классической драматургии, грамотно выстроенное на сцене маститым режиссером, художественным руководителем и по-совместительству директором этого театра Александром Славутским, воспитанным в традициях русского психологического театра, трогала сердца зрителей не только России, но и Египта и Македонии, Финляндии и Болгарии, Франции и Литвы.
Image - Мы стремимся освободиться от штампов прошлого, понять время и уже сегодня помочь своим творчеством человеку в зрительном зале сохранить веру в добро, справедливость и красоту, - говорит главный режиссер театра Александр Славутский.
Ульяновскому зрителю посчастливилось соприкоснуться с работой этого интереснейшего художника и посмотреть семь спектаклей: пять двадцатитонных грузовиков доставили декорации к этим постановкам. Художественное решение каждого спектакля наполнило душу зрителей гармонией и радостью.
- Я люблю зрелищный театр, - говорит Славутский. - Люблю комедии. У нас в театре много хорошей драматургии.
Все поставленные спектакли в авторском театре Славутского придуманы не только самим режиссером: в работе над нетленными произведениями классиков принимал участие весь творческий коллектив. Так, работа над небольшой пьесой Пушкина “Пиковая дама” вылилась в монолитное двухчасовое музыкальное шоу. Прекрасно поставленные хореографические миниатюры, придуманные балетмейстером Сергеем Сентябовым, великолепие красочных костюмов выталкивают зрителя в атмосферу прошлого века. Далеко не каждому театру удается такой эксперимент: прожить жизнь героев бессмертных произведений не только на сцене, но и в зрительном зале. В этом – тайна и магия Казанского театра им. В.И. Качалова.
- Мы рады, что ваш город воспитан хорошим театром, - говорит Славутский. - Главный режиссер Ульяновского театра драмы ставит глубокие спектакли. И мы должны стоять “лицом к лицу”.
Главная движущая сила театра – актерский ансамбль – работает слаженно и точно. Каждый из актеров самодостаточен и интересен. Лауреат государственной Премии РТ Светлана Романова настолько необычно трактовала образ графини Анны Федотовны в “Пиковой даме”, что зрители следили за каждым фрагментом рисунка ее роли, затаив дыхание. Очаровали и потрясли смелые режиссерские решения, творческие находки и открытия этого театрального коллектива.
Л.Ярдаева,
"Дыхание Земли" 23.09.2009 г.
От страсти к игре до игры страсти
В зале был аншлаг 15 сентября, когда на сцене Ульяновского областного театра драмы имени И.А, Гончарова открывались гастроли. Народный артист России Александр Славутский — худрук и директор театра-гостя, — выйдя к зрителям, объяснил, почему выбор для поездки пал именно на Ульяновск. Здесь — знаменитый на всю Россию театр Копылова, который ставит высокую драматургию, что весьма роднит оба творческих коллектива. К тому же от Казани до Ульяновска рукой подать.
Необходимо отметить, что качаловский театр — заядлый гастролер, снискавший успех не только в крупных городах России, но во Франции, Финляндии, Болгарии, Египте, других странах. Понятно, что поездки — удовольствие недешевое, и финансируются они на республиканском уровне, в чем казанцам может позавидовать белой завистью любой провинциальный театр, да и иной столичный тоже.
В Ульяновске на билеты спектаклей театра из Казани случился небывалый спрос: почти все они распроданы. Так что даже Славутский озаботился: не рискуют ли коллеги из Ульяновска, пригласив его коллектив накануне открытия собственного театрального сезона.
Уже первая постановка кача-ловцев снискала успех: крики «браво», цветы, долгие аплодисменты. Все-таки знакомство с другим режиссерским почерком, в особенности, когда это большой мастер, каковым давно признан Александр Славутский, — счастье.
А его театр — авторский, и наш зритель увидит весь спектр творческих возможностей режиссера: все семь привезенных спектаклей созданы его рукой. На пресс-конференции накануне гастролей мэтр, правда, признался, что постановки в его театре — дело коллективное. Он сочиняет их вместе со своими актерами и учениками.
Таким же образом появилась на свет и открывшая гастроли «Пиковая дама» по Пушкину. Спектакль — один из самых именитых в театре и долгожитель: ему десять лет. Его премьера прошла на международном фестивале в Марселе, он побывал на Пушкинских фестивалях в Москве и Пскове, где был назван «самым ярким зрелищем». Еще на одном театральном фестивале, в Челябинске, за роль графини Анны Федотовны актриса Светлана Романова получила приз за лучшее исполнение женской роли.
И это неудивительно, потому что температура в «Пиковой даме» по накалу переживаний, яркости красок, какому-то мистическому чувству высока. Ее не остудить тронутым инеем огромным окнам богатых домов северной столицы (сценография Александра Патракова). Порой эти окна воспринимаются как клетки, из коих хотят и не могут вырваться герои, ибо в этой театральной фантазии над ними властвуют страсть к игре и игра страсти. Меж окон, то опускающихся, то взмывающих вверх, под горячие мелодии Пьяццоллы танцуют свой роковой танец Дамы и Валеты, Тузы и Шестерки (хореография Сергея Сентябова), и ложатся на стол карты, ставятся на кон судьба, душа, любовь, честь, последний грош. Как легко обмануться, потеряться, пропасть в этом красивом столичном маскараде…
А жизнь тоже разыгрывает свои комбинации с людьми. Уставший от нищеты Германн (артист К. Ярмолинец), по сути дела, продает душу дьяволу. Он — зомби, идущий к своей цели: выведать любой ценой тайну трех карт. Лиза (артистка И. Филианова) тоже устала: от тирании своей вздорной попечительницы, от неопределенности и унизительности своего положения в обществе. Но отнюдь не любовь движет ею, когда она отвечает на притворно-страстные письма Германна. Оба — тени в окнах-клетках, и ни освободиться им, ни спрятаться за прозрачными стеклами…
В молодости азартная картежница, а ныне старая вздорная ведьма в инвалидной коляске графиня Анна Федотовна (народная артистка России Светлана Романова) воистину владеет колдовскими чарами. Все и вся вращается вокруг нее: от поганок-приживалок и горничных до племянника Томского, втайне мечтающего заполучить хоть что-то в наследство, до Германна, для которого ее тайна стала навязчивой идеей. Анна Федотовна — центр и зрительского внимания. Актриса завоевала его блистательной игрой: дребезжащий капризный голос, ужимки престарелой кокетки, не утихшая с возрастом жажда жизни и светских развлечений, игривость и озорство уже в качестве привидения. Зрители невольно вздрогнули, когда только что бездыханный труп графини вдруг начал подниматься со смертного одра. Они, кажется, поверили, что героиня Светланы Романовой и в самом деле мертва.
Пружина спектакля раскручивается легко, он изящен и фееричен. А еще наводит на размышления о том, что пушкинская «Пиковая дама» — удивительно современная вещь. Вспомним недавний шум по поводу закрытия казино по всей России, непрекращающиеся попытки владельцев игорных домов замаскировать их под какой-нибудь безобидной вывеской. Наверное, они неистребимы в обществе, где духовные и нравственные ценности ничего не стоят, когда соблазн легкого обогащения витает в воздухе и обрел масштабы национальной эпидемии…
И.Морозова,
"Ульяновск сегодня" 18.09.2009 г.
Два берега одной… сцены
- Как вы видите место театра сегодня, когда в мире властвуют кино и телевидение?
Юрий Копылов: Русский драматический театр не должен уходить от своего истинного назначения, от своей природы. Он все равно не поспеет ни за киноблокбастерами, ни за телешоу. Это другие жанры. И там другой масштаб. Это как у Есенина: «Задрав штаны, бежать за комсомолом». Попытки догнать обречены. Драматический театр должен остаться в этой ситуации собой и попытаться усидеть на двух стульях. Оставаясь верным себе, театр должен быть и для узколобых, и для массового зрителя. А поскольку массовым искусством театр вряд ли станет, то он должен развиваться сегодня вглубь, а не вширь.
Александр Славутский: Мое мнение, что роль театра остается огромной. Во всяком случае, в России. Хотя знаю, есть государства, где театров вообще нет. Я даже одно время, перефразируя Ленина, выдвигал тезис о том, что театр заменит религию. Недооценена сегодня роль театра. Мы должны так же влиять на умы, как любая конфессия — от православия до иудаизма. И должны больше уделять внимания духовной составляющей. Искусство, театр должны быть составляющими в жизни общества. Тогда можно чего-то хотеть от людей. А чего от них хотеть, если они смотрят «Дом-2»? Или у нас в Казани есть телеканал, в эфире которого меня учит жизни питерский стриптизер.
- Спектакли каких жанров, на какую тему или каких авторов вы принципиально никогда не ставили и не собираетесь этого делать впредь?
Ю.К.: Чем старше я становлюсь, тем больше таких авторов. Я готов сегодня ставить русскую и западную классику и современную драматургию с ее новыми формами, ритмами, проблемами, стилистикой, но только если она максимально приближена к классическим образцам в плане душевности и исповедальности, которые всегда были особенно близки и понятны именно русскому театру.
А.С.: На нашей сцене никогда не будет подделок. Я буду ставить только тех авторов, которые являются художниками. А художник — это тот, кто любит людей, жизнь. Я не буду ставить ничего человеконенавистнического. Мне очень нравился Пелевин, он способный человек. Но я так и не смог перешагнуть через себя и перенести его произведения на сцену. Надо понимать, какое это счастье — просто жить и любить жизнь.
- Есть ли автор, чьи произведения вы могли бы воплощать на сцене бесконечно?
Ю.К.: Конечно, Шекспир. Я уже поставил полтора десятка его пьес. И осталось еще около десяти.
А.С.: Нет автора, которого бы я хотел поставить всего — от первого до последнего произведения. Я хочу ставить всех. Хотя очень люблю Гоголя, Зощенко, Брехта, Дюрренматта, Фриша — все, что связано с яркой театральной формой, зрелищностью. Но сценически воплотить все произведения этих авторов мне даже в голову не придет. Вообще все, что я поставил в театре, это все по любви. Я не люблю только скучные и нудные спектакли. И не понимаю, когда коллеги считают, что зритель — м…к, а они такие умные. Не надо опускаться до арьергарда общества, но вровень идти иногда необходимо.
- Сколько человек минимум должно быть в зрительном зале, чтобы вы не отменили спектакль?
Ю.К.: Александр Блок мог читать лекции и для одного человека. А театр не может работать, если зал заполнен менее чем на 30 процентов. Просто в противном случае затраты на сам спектакль будут выше, чем сборы. И это нерационально.
А.С.: У нас в Казани считается, что играть можно, когда зал заполнен на 75 процентов. Но я уверен, что играть нужно, только когда аншлаг. Когда я стал худруком, мы не раз ставили вопрос, в каком случае надо играть, а когда — отменять спектакль. Говорили, что надо работать, если в зале хотя бы 30 зрителей. И такое было несколько раз. Но я был против, говорил, что на сцене не должно быть больше народу, чем в зале. Мы скандалили даже по этому поводу. В казанском театре — чуть больше пятисот мест, и я считаю, что заполнить такой зал целиком каждый день — это нормально.
- Программным спектаклем в своей жизни Станиславский считал чеховскую «Чайку» и даже сделал эту птицу символом МХАТа, поместив ее на занавес театра. Какой из ваших спектаклей вы считаете главным и что бы нарисовали на занавесе вашего театра?
Ю.К.: У меня много главных спектаклей. А на занавес я бы поместил что-нибудь символическое из опять же своего любимого Шекспира.
А.С.: «Пиковая дама», «Визит дамы», из последнего — «Великий комбинатор» по Ильфу и Петрову. А вот на занавесе ничего бы рисовать не стал. Я вообще не люблю деклараций. Декларировать надо на сцене, а выпендриваться вокруг театра — не по мне.
Артур Артемов,
"Народная газета" 17.09.2009 г.
«Мы — другой театр»
Для казанского театра длительные полномасштабные гастроли — не полузабытая традиция российского театра, а ежегодное событие.
За последние годы качаловцы с успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Екатеринбурге.
О том, почему именно в. Ульяновске, где один из старейших театров России был последний раз в далеком 1981 году, пройдут гастроли 2009 года, рассказывает художественный руководитель — директор театра имени Качалова, народный артист России, лауреат Гос.премии РТ, секретарь СТД РФ, профессор РАТИ Александр Яковлевич Славутский.
— Ульяновск — город для нас не чужой. Во-первых, мы, можно сказать,- ближайшие соседи, во-вторых, всегда очень важно наличие в городе мощной культурной ауры, культурной традиции, и Ульяновск, безусловно, такой культурной энергетикой обладает. Когда говорят «Ульяновск» — для меня сразу возникает имя Юрия Копылова. Это режиссер, которого я уважаю, режиссер, которого знают в России. И ульяновский театр сегодня, благодаря ему, — театр с хорошими традициями, театр серьезного творческого уровня. Я ведь помню, каким театр был до него: тогда шел разговор о моей работе в Ульяновске и я приезжал, видел состояние театра на тот период. То, что Копылов как строитель театра сделал за эти годы — это творческий и человеческий подвиг. И сейчас ваш театр занимает свое место в культурной жизни города, региона и страны. Мне понятен и близок принцип творчества Копылова в многолетнем соавторстве с художником Станиславом Шавловским. Так же, как и мое сотрудничество с художником Александром Патраковым, такой постоянный творческий тандем рождает стиль, эстетику театра, создает «авторский театр».
Мы покажем в Ульяновске семь спектаклей — они, безусловно, любимые, но мы могли выбрать и другие семь. В нашем репертуаре — более двадцати названий, это преимущественно русская и зарубежная классика. Своим серьезным, требовательным отношением к выбору драматургии мы тоже похожи с вашим театром. Но, конечно же, мы — другой театр, и, думаю, ульяновским зрителям будет интересно познакомиться с нашим творчеством.
Мы постарались, чтобы гастрольная афиша была разнообразной. Здесь и русская классика — наша театральная фантазия «Пиковая дама» по одноименной повести Пушкина, и одна из последних премьер — обыкновенная история «Дядюшкин сон» Достоевского. И мировая драматургия — трагикомедия Фридриха Дюрренматта «Визит дамы», прославленная «Трехгрошовая опера» Брехта с потрясающей музыкой Вайля и еще один музыкальный спектакль — бродвейский мюзикл Джерри Бока и Джозефа Стайна «Скрипач на крыше». Кстати, все наши музыкальные спектакли идут «в живом исполнении»: с оркестром, с живым вокалом. С артистами постоянно работают хормейстер и хореограф. Водевиль классика советской литературы Валентина Катаева «Квадратура круга» стал одним из любимейших спектаклей для зрителей как в Казани, так и на гастролях. А спектакль «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком» поставлен по киносценарию нашего современника, знаменитого кинематографиста Ираклия Квирикадзе.
Мы с нетерпением ждем ульяновцев на наших спектаклях, рады, что интерес к нашему творчеству есть и билеты раскупаются.
Диляра Хусаинова,
"Симбирский курьер" 05.09.2009 г.
В Ульяновск едет «Американская шлюха»
Один из старейших театров страны с более чем трехвековой историей, на сцене которого в разное время играли Щепкин, Мочалов, Стрепетова и собственно Качалов, Жаров, Астангов, Жизнева, Провоторов, сыграет на ульяновской сцене семь своих лучших спектаклей. Гастроли откроются театральной фантазией на пушкинские темы «Пиковая дама». Блестящим, но фатальным танго назвала эту историю в исполнении «качаловцев» марсельская газета «Либерасьон». Кроме Франции «Пиковую даму» уже по достоинству оценили зрители Москвы и Санкт-Петербурга, Софии и Хельсинки. Теперь наша очередь. Еще раз «Пиковую даму» можно будет увидеть 22 сентября.
А во второй день гастролей и 23 сентября казанцы покажут самый старый в своей афише спектакль «Скрипач на крыше». В репертуаре театра этот мюзикл одиннадцать лет, и в феврале 2009 года был сыгран 250-й спектакль. Кстати, знаменитый одноименный мюзикл на московской сцене появился шестью годами позже. Москвичи взяли за основу повесть Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», тогда как «качаловцы» сделали основную ставку на оригинальную версию мюзикла Джерри Бока и Джозефа Стайна. Между прочим, все свои музыкальные спектакли театр и на гастролях играет с живым звуком под аккомпанемент настоящего оркестра. А чтобы доставить в Ульяновск все роскошные декорации к «качаловским» спектаклям, понадобится пять многотонных фур. В репертуаре театра имени Качалова хватает и русской, и мировой классики. Ульяновцам будут представлены премьера прошлого театрального сезона «Дядюшкин сон» Достоевского (20 и 27 сентября) и трагикомедия Фридриха Дюрренматта «Визит дамы» (19 и 26 сентября). Вместе с тем казанцы не боятся смелых и дерзких театральных экспериментов, к числу которых относится, например, водевиль «Квадратура круга» по одноименной пьесе Валентина Катаева (18 и 25 сентября). А сценарий киноклассика с мировым именем Ираклия Квирикадзе «Американская шлюха» («Путешествие по России с папой-алкоголиком») несколько лет ждал экранизации, но в итоге был поставлен именно «качаловцами». Это сентиментальное и трагическое в лучшем смысле слова шоу ульяновские театралы увидят 17 и 24 сентября.
В репертуаре Казанского русского театра есть и спектакли, которые ульяновцам хорошо знакомы — они шли и в нашем театре: «Семейный портрете посторонним», «Конкурс», «Трехгрошовая опера». Последний казанцы представят в своей версии на закрытии гастролей (и еще 21 сентября). Вообще казанские актеры называют эту свою поездку в Ульяновск большой ответственностью для себя. Во-первых, наслышаны о нашей сильной труппе, видели игру Бориса Александрова, Кларины Шадько, и значит, работать нужно как минимум не хуже. Во-вторых, худруки ульяновской драмы Юрий Копылов и казанского театра Александр Славутский — из одной формации театральных режиссеров, поэтому сравнения неизбежны. Наконец, эти гастроли для многих артистов как волнительное возвращение в любимые места — в 1981 году театр уже гостил в нашем городе.
Кстати, об актерах. Многие из «качаловцев» наверняка покажутся знакомыми симбирскому зрителю. Удивляться не стоит, ведь казанцы — желанные гости на съемочных площадках известных сериалов. Таких, как «Неотложка», снимавшаяся в столице Татарстана. Скоро многих из них можно будет увидеть в режиссерском кинодебюте Сергея Безрукова «Реальная сказка». А Илья Славутский стал звездой «Адъютантов любви», после того как сыграл в этом популярном телесериале Тадеуша Ставиского.
Артур Артемов,
"Народная газета" 20.08.2009 г.
Лиричный герой
В репертуар Кача-ловского театра мюзикл «Скрипач на крыше» попал десять лет назад и с тех самых пор ни разу не снимался. Не было надобности — зрители охотно шли и продолжают идти на этот спектакль. Для современного театра это — редкий случай, поэтому историю со «Скрипачом» критики называют не иначе как феноменальной. Сами театралы уверены — публика полюбила этот мюзикл за то, что он о верности, любви и национальном достоинстве человека. То есть о вечных ценностях.
Примечательно и то, что именно со «Скрипача на крыше» в Качаловском театре началась новая эра — музыкальная. Этот спектакль оказался одним из первых, актеры которого пели вживую, танцевали, в общем, создавали атмосферу веселья и задора. Позже именно за эту же постановку режиссера Александра Славутского, художника Александра Патракова и исполнителя главной роли Тевье-молочника Михаила Галицкого наградят Государственной премией Татарстана имени Тукая.
А вот какой окажется судьба двух других, еще только готовящихся к премьере спектаклей — «Великий комбинатор» (по роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев») и «Уважаемые граждане!» (собрание комедий Михаила Зощенко), сказать никто не берется.
Алина Печерская,
"Молодежь Татарстана" 19.02.2009 г.
«Скрипач на крыше» празднует день рождения
«Скрипача на крыше» казанская публика впервые увидела в 1998 году. Тогда главный режиссер, а ныне и директор БДТ им. Качалова Александр Славутский задумал поставить спектакль «о любви, о национальном достоинстве человека». Страну раздирал дефолт, разговоры о деньгах и способах выживания, казалось, заполнили время и души. Театр тоже переживал трудные времена. Однако мюзикл прошел с необыкновенным успехом, зрители были в восторге. С тех пор прошло 10 лет. Снова кризис. И снова мы идем в театр как к источнику света, который сильнее любых невзгод. Спешим учиться терпению и доброте.
История бедного еврейского семейства тронула всех однажды и навсегда. Здесь веселье и слезы идут рука об руку. Его обитатели смиренно тянут лямку каждодневных тревог и забот, находя опору в боге и вековых традициях своего народа. Время от времени этот крохотный мирок сотрясают поистине шекспировские страсти, и тогда рушатся предрассудки, а выбор совершается не умом, а сердцем. Постановка соединила в себе пронзительную музыку Джерри Бока к знаменитому бродвейскому мюзиклу, еврейские народные мелодии, живой вокал и оригинальную хореографию.
«Скрипач на крыше» - один из первых музыкальных спектаклей на сцене театра имени Качалова, где в полной мере выразилась творческая особенность труппы, вживую исполняющей все вокальные номера под живое звучание оркестра в сочетании с танцами, и, самое главное, мощно ведущей драматическую линию спектакля. Здесь занята практически вся труппа театра: ветераны, среднее поколение, студенты РАТИ. Это был один из первых спектаклей, в котором сыграли тогда еще совсем юные артисты – Эльза Фардеева, Илья Славутский и другие. Они еще не подозревали, насколько сложно поставить серьезную мелодраму, увлечь российского зрителя необычным тогда жанром мюзикла. Может, именно благодаря неискушенности, молодой энергии все получилось, и спектакль живет так долго, что в театральной среде явление довольно редкое. Не зря в 2000 году режиссер спектакля Александр Славутский, художник Александр Патраков и исполнитель роли Тевье-молочника Михаил Галицкий были удостоены Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Конечно, лучшее признание – зрительское. Спектакль с ошеломляющим успехом прошел на Международном фестивале во Франции, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Краснодаре, Екатеринбурге. Недавно «Скрипач на крыше» был приглашен в качестве гостя на фестиваль «Зимние вечера» в Йошкар-Олу.
- Куда бы мы ни привозили «Скрипача на крыше», и у нас, и за границей каждый зритель находит в нем то, что его волнует, - говорит Александр Славутский. - Потому что это спектакль не столько о евреях, сколько о сохранении человеческого достоинства в любых обстоятельствах. Как говорит главный герой молочник Тевье: «Что ж я в стряпчих у Бога состою? Если Бог создал и тех и других, почему я должен разделять веру?»
19 февраля поздравить артистов пришли поклонники театра, специальные гости. Качаловский получил поздравления от Министерства культуры РТ, Союзов театральных деятелей России и даже представителей еврейской автономии. После спектакля на сцену вышли его создатели: народный артист России Александр Славутский, заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана Александр Патраков, хореограф – заслуженный работник культуры Татарстана Сергей Сентябов, хормейстер – заслуженный работник культуры Татарстана Виталий Харламов, а также актеры спектакля.
- Спасибо, что пришли, - обратился к зрителям Александр Славутский. - Этот спектакль не прощальный, мы верим в долгую жизнь «скрипача». Потому что не играем, а просто живем.
И, конечно же, по незыблемой театральной традиции, по окончании спектакля за кулисами артисты показали капустник и подняли бокалы за долгую жизнь «Скрипача на крыше»!
* * *
Вот уже 10 лет главную роль молочника Тевье играет народный артист Татарстана Михаил Галицкий. Без него спектакль не был бы таким, каким его помнят и любят зрители:
- Близок ли вам образ вашего героя?
- Мне все близко. Я сам из провинции – города Вичуга Ивановской области. Там тоже жилось трудно, но мы умели радоваться малому. Я вспоминаю своего деда, который был набожным человеком и все делал ради близких. Недосыпал и недоедал, чтобы помочь нам. Поэтому когда я играю, то вспоминаю ту жизнь и его. Еще в студенчестве я прочитал эту пьесу в самиздате, официально она была запрещена. И подумал – о такой роли актеры мечтают всю жизнь. Я считаю, что мне повезло – мы уже 10 лет идем рука об руку с режиссером и театром.
- Как вы думаете, в чем причина необыкновенного успеха «Скрипача на крыше»?
- «Скрипач на крыше» – альтернатива всеобъемлющей пошлости и жестокости нашей современности. Это и серьезная литература, и талантливая музыка. Спектакль интересен как молодежи, так и зрелым людям, склонным к осмыслению, а не только к развлечению. Наш зритель истосковался по хорошей классической пьесе. Кроме того, она очень жизненна. Если ты постоянно живешь в помойке, и тебе ту же самую помойку еще и показывают, то как ты узнаешь о другой жизни? А вот если туда капнуть духов, тогда сразу почувствуешь разницу.
- Чем ваш «скрипач» отличается от других постановок?
- Наша постановка не в стиле классического мюзикла, здесь больше сильна драматическая линия, а не еврейская тема. Это постановка про любой город, и про русских в Прибалтике, и про чеченцев. А вспомните погромы русских церквей на Украине? Это же оплачиваемая инквизиция!
- Что для вас особенно важно при работе над спектаклем?
- Я человек суеверный, для меня очень важен настрой. Если «с утра все не так», то и сыграю не на полную силу. Большое значение имеют отношения с коллегами. У меня в театре врагов нет. Актерский состав постоянно меняется, кто-то взрослеет и осваивает новые роли. Сейчас в спектакле участвуют уже студенты второго набора РАТИ. Их энергетика освежает действие. Ведь в новом составе и работается уже по-другому. Кстати, зритель это тоже чувствует.
- Какова главная мысль спектакля, на ваш взгляд?
- Я думаю, «Скрипач на крыше» - библейский спектакль. О вере, о всепрощении. Фактически, театр выполняет функции церкви, но без догматов. Здесь нет правых и виноватых. Мораль пусть выносит зритель, и сам выбирает, как ему быть.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Готовится к постановке спектакль «Уважаемые граждане!». Маленькие комедии Михаила Зощенко Александр Славутский репетирует со своими учениками - студентами 3-го курса Россий-ской академии театрального искусства-ГИТИС. Спектакль будет идти на Малой сцене. Продолжаются репетиции нового спектакля «Великий комбинатор» по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Режиссер - Александр Славутский, художник - Александр Патраков, художник по костюмам - Наталья Пальшкова. Роль Остапа Бендера исполнит Илья Славутский, Кису Воробьянинова будет играть Михаил Галицкий. Зрители смогут увидеть спектакль уже через несколько месяцев.
Эльвира Кивель,
"Известия Татарстана" 20.02.2009 г.
Владимир Янушевский
25.09.2009
Феерический мир дешевой морали
Что же предлагают зрителю? А вот что: эстетику просторечных слов и неприличных жестов, сопровождаемых столь же неприличными звуками. Все это поначалу многих шокирует. Зато замечательная музыка немецкого композитора Курта Вай-ля все уравновешивает, и зритель торжествует: он попал в настоящий театр, где дают настоящую зонг-оперу.
Итак, занавес поднят. За ним — лаконичная «конструктивистская» сценография, отнюдь не дешевые костюмы актеров. Из отличной хромовой кожи выполнены «лохмотья» нищих лондонского района Сохо. Все они — профессиональные попрошайки, сотрудники фирмы «Друг нищего», которую возглавляет Ионафан Пичем (эту роль сочно, с особым люмпенским пафосом исполняет актер Михаил Галицкий). Его жена Целия (народная артистка России Светлана Романова) ведет бухгалтерию фирмы и помогает мужу держать в ежовых рукавицах нерадивых работничков. А вот их дочь Полли — непослушное дитя, она в очередной раз огорчила «предков», без родительского благословения выйдя замуж за главаря местной банды Мэкхита по кличке Мэки-Нож. Его профессиональный «профиль» — грабежи и убийства. Подобно Пичему, он регулярно получат дань со своих головорезов (их образы исполнены в романтическом ключе — в духе шиллеров-ских разбойников).
Мэки-Нож в исполнении артиста Ильи Славутского — этакий гибрид Хлестакова и Джека-потрошителя. Он вальяжен, изнежен, ленив, до крайности беззаботен и в то же время расчетлив и жесток. Мэки — конкурент Пичема, брак его дочери с таким человеком для него неприемлем, и он заявляет на него в полицию.
Но бандюгана Мэки голыми руками не возьмешь. Ему покровительствует сам шеф лондонской полиции Браун. Тем не менее, предупрежденный молодой женой об опасности, Мэки предпочитает на время «уйти в тень», но в качестве укрытия выбирает… бордель, где обитает бывшая его любовница Дженни-Малина, тоже «авторитетная личность» города. Глубоко оскорбленная его недавней женитьбой, она предает бывшего дружка. Мэки, теперь уже в амплуа героя-любовника, подвергается аресту.
А шериф Браун не спешит выручать приятеля. Он вообще мало озабочен криминальной обстановкой в городе, поскольку запутался в получаемых взятках: одни платят за то, чтобы Мэки-Нож сидел в тюрьме, другие — за его освобождение. К тому же дочь Брауна Люси также оказывается в числе бывших любовниц сердцееда и плута Мэки. В общем, образуется любовный многоугольник…
Все-таки Мэки удается освободиться, но ненадолго. Его вновь арестовывают. На этот раз дело обстоит весьма серьезно: ему грозит смертная казнь.
Но в такой искрометной пьесе, где все действие сопровождает кордебалет попрошаек, головорезов и проституток, а герои поют сильными и хорошо поставленными голосами, не может быть трагического финала. А потому — неожиданный поворот: по случаю коронации очередной наследницы английского престола Мэки-Нож получает не только амнистию, но и — паче чаяния, — как герой откровенно авантюрный, удостаивается аристократического титула, в придачу к которому получает замок и пожизненную ренту в 10 тысяч фунтов-стерлингов.
В финале сводный хор все тех же нищих, воров и проституток прославляет «трехгрошовую мораль», которая позволяет любому проходимцу приспособиться к сносному существованию в бедняцком квартале Сохо и даже стать успешным, жить припеваючи и пританцовывая.
Понятно, что пьеса Брехта-Вай-ля — пародия на академическую европейскую оперу. Вместе с тем это пародия на мир трехгрошовой морали, где правят нищие и короли, полицейские и бандиты, банкиры и проститутки. Обитатели социального дна подражают аристократам и правительственным чиновникам, погрязшим в коррупции, в результате- на сцене фарс с элементами гротеска, сопровождающийся музыкой в «живом» исполнении инструментальной группы театра. Все подмечено правдиво, точно и живо. Все схвачено!
Знаменитые авторы Брехт и Вайль писали свою злободневную пьесу как острую сатиру на немецкое общество накануне установления там нацистского режима. Художественный руководитель театра народный артист России Александр Славутский поставил по пьесе феерический спектакль, сумев сделать его не менее актуальным для современного российского зрителя.
Татьяна Мамаева
19.08.2009
Заседание продолжается! В Качаловском театре репетируют "12 стульев"
В пустом зале, где зрительские ряды закрыты тканью от пыли, пустынно, горит дежурный свет. На сцене суперзанавес, изображающий длинный забор, на котором нарисованы разные картинки. Такой тоскливый российский полинялый забор - символ неухоженности. Суперзанавес еще не готов до конца, и когда на сцене нет репетиций, его заканчивает автор сценографии к этому спектаклю, главный художник Качаловского театра Александр Патраков.
Постановщик спектакля Александр Славутский сидит в первом ряду, перед ним столик с микрофоном. Замечания делает весьма темпераментно, видно, что происходящее на сцене ни на секунду не выходит из его поля зрения.
Репетируют "изъятие первого стула" - тройную сцену Остапа Бендера (Илья Славутский), Кисы Воробьянинова (Михаил Галицкий) и отца Федора (Марат Голубев).
- Толкни, толкни его и посмотри, как он прореагирует, - подсказывает Славутский Кисе-Галицкому.
Актер незамедлительно выполняет подсказку режиссера, и темпоритм сцены меняется.
Внезапно появляется Остап - Илья Славутский. В модных джинсах, но в шарфе. Хотя актеры репетируют пока в весьма условных костюмах, такую деталь наряда Остапа Ибрагимовича, как шарф, не надеть было невозможно - шарф нужен для верности ощущений.
Коротенькая тройная сцена, вся суть которой вращается вокруг стула, повторяется снова и снова. Репетируют ее буквально по репликам больше часа. Наконец стул вспорот, бриллиантов в нем нет, и демагог отец Федор позорно бежит с ним за кулисы под реплику "Почем опиум для народа?".
Репетиция идет больше двух часов, и режиссер наконец-то объявляет перерыв.
- Я решал, что взять, - "Мертвые души" или "12 стульев". Взял в результате в работу роман Ильфа и Петрова, потому что по времени он ближе к нам, он будет понятнее, в нем меньше иносказания и больше современности. Сегодня комбинатор, мошенник, проходимец - это, увы, национальный герой. У нас наивно поняли бизнес как возможность обмануть одним махом всех и заработать большие деньги. У нас почему-то убеждены, что невозможно заработать деньги честно, но тогда кому нужен такой бизнес? Получается, что это не зарабатывание, а грабеж. Небольшая группа граждан занимается комбинациями, в результате обманывает страну и народ. Чем больше мы работаем над "12 стульями", тем больше понимаем, насколько это злободневное произведение. Абсолютная энциклопедия нашей сегодняшней жизни, к сожалению, - рассказывает Александр Славутский.
По мнению Александра Яковлевича, на сцене будут сегодняшние люди и обаятельный бандит. Остап будет более жестким, чем мы привыкли видеть его в экранизациях, хотя не без налета романтизма. Он отнюдь не говорун, а человек, который хочет заработать и вырваться из рутины, окружающей его. Не случайно герой говорит, что у него с советской властью принципиальные разногласия: она хочет строить социализм, а Остап - нет.
Новый спектакль качаловцев, который будет называться "Великий комбинатор", объединяет около пятидесяти персонажей. По словам режиссера, делать инсценировку по роману Ильфа и Петрова было сложно, потому что перед нами прекрасная литература, но именно литература, а не драматургия. Все литературные обороты - это есть литература, комментарии, а не действие. Иногда важная информация заключается в одной фразе, но как ее сыграть? Судя по репетиции, виденной мной вчера, сыграть получается, и получается весьма неплохо. Впрочем, подождем делать окончательные выводы до премьеры, она назначена на 2 октября.
Пока же в театре, параллельно с репетициями, решают еще одну проблему: как можно аккуратно разорвать обшивку стульев, чтобы они оказались пригодны и для следующего спектакля? Ведь если за обшивкой по-настоящему искать бриллианты, стульев не напасешься.
И.Морозова
18.09.2009
От страсти к игре до игры страсти
В зале был аншлаг 15 сентября, когда на сцене Ульяновского областного театра драмы имени И.А, Гончарова открывались гастроли. Народный артист России Александр Славутский — худрук и директор театра-гостя, — выйдя к зрителям, объяснил, почему выбор для поездки пал именно на Ульяновск. Здесь — знаменитый на всю Россию театр Копылова, который ставит высокую драматургию, что весьма роднит оба творческих коллектива. К тому же от Казани до Ульяновска рукой подать.
Необходимо отметить, что качаловский театр — заядлый гастролер, снискавший успех не только в крупных городах России, но во Франции, Финляндии, Болгарии, Египте, других странах. Понятно, что поездки — удовольствие недешевое, и финансируются они на республиканском уровне, в чем казанцам может позавидовать белой завистью любой провинциальный театр, да и иной столичный тоже.
В Ульяновске на билеты спектаклей театра из Казани случился небывалый спрос: почти все они распроданы. Так что даже Славутский озаботился: не рискуют ли коллеги из Ульяновска, пригласив его коллектив накануне открытия собственного театрального сезона.
Уже первая постановка кача-ловцев снискала успех: крики «браво», цветы, долгие аплодисменты. Все-таки знакомство с другим режиссерским почерком, в особенности, когда это большой мастер, каковым давно признан Александр Славутский, — счастье.
А его театр — авторский, и наш зритель увидит весь спектр творческих возможностей режиссера: все семь привезенных спектаклей созданы его рукой. На пресс-конференции накануне гастролей мэтр, правда, признался, что постановки в его театре — дело коллективное. Он сочиняет их вместе со своими актерами и учениками.
Таким же образом появилась на свет и открывшая гастроли «Пиковая дама» по Пушкину. Спектакль — один из самых именитых в театре и долгожитель: ему десять лет. Его премьера прошла на международном фестивале в Марселе, он побывал на Пушкинских фестивалях в Москве и Пскове, где был назван «самым ярким зрелищем». Еще на одном театральном фестивале, в Челябинске, за роль графини Анны Федотовны актриса Светлана Романова получила приз за лучшее исполнение женской роли.
И это неудивительно, потому что температура в «Пиковой даме» по накалу переживаний, яркости красок, какому-то мистическому чувству высока. Ее не остудить тронутым инеем огромным окнам богатых домов северной столицы (сценография Александра Патракова). Порой эти окна воспринимаются как клетки, из коих хотят и не могут вырваться герои, ибо в этой театральной фантазии над ними властвуют страсть к игре и игра страсти. Меж окон, то опускающихся, то взмывающих вверх, под горячие мелодии Пьяццоллы танцуют свой роковой танец Дамы и Валеты, Тузы и Шестерки (хореография Сергея Сентябова), и ложатся на стол карты, ставятся на кон судьба, душа, любовь, честь, последний грош. Как легко обмануться, потеряться, пропасть в этом красивом столичном маскараде…
А жизнь тоже разыгрывает свои комбинации с людьми. Уставший от нищеты Германн (артист К. Ярмолинец), по сути дела, продает душу дьяволу. Он — зомби, идущий к своей цели: выведать любой ценой тайну трех карт. Лиза (артистка И. Филианова) тоже устала: от тирании своей вздорной попечительницы, от неопределенности и унизительности своего положения в обществе. Но отнюдь не любовь движет ею, когда она отвечает на притворно-страстные письма Германна. Оба — тени в окнах-клетках, и ни освободиться им, ни спрятаться за прозрачными стеклами…
В молодости азартная картежница, а ныне старая вздорная ведьма в инвалидной коляске графиня Анна Федотовна (народная артистка России Светлана Романова) воистину владеет колдовскими чарами. Все и вся вращается вокруг нее: от поганок-приживалок и горничных до племянника Томского, втайне мечтающего заполучить хоть что-то в наследство, до Германна, для которого ее тайна стала навязчивой идеей. Анна Федотовна — центр и зрительского внимания. Актриса завоевала его блистательной игрой: дребезжащий капризный голос, ужимки престарелой кокетки, не утихшая с возрастом жажда жизни и светских развлечений, игривость и озорство уже в качестве привидения. Зрители невольно вздрогнули, когда только что бездыханный труп графини вдруг начал подниматься со смертного одра. Они, кажется, поверили, что героиня Светланы Романовой и в самом деле мертва.
Пружина спектакля раскручивается легко, он изящен и фееричен. А еще наводит на размышления о том, что пушкинская «Пиковая дама» — удивительно современная вещь. Вспомним недавний шум по поводу закрытия казино по всей России, непрекращающиеся попытки владельцев игорных домов замаскировать их под какой-нибудь безобидной вывеской. Наверное, они неистребимы в обществе, где духовные и нравственные ценности ничего не стоят, когда соблазн легкого обогащения витает в воздухе и обрел масштабы национальной эпидемии…
Артур Артемов
17.09.2009
Два берега одной… сцены
- Как вы видите место театра сегодня, когда в мире властвуют кино и телевидение?
Юрий Копылов: Русский драматический театр не должен уходить от своего истинного назначения, от своей природы. Он все равно не поспеет ни за киноблокбастерами, ни за телешоу. Это другие жанры. И там другой масштаб. Это как у Есенина: «Задрав штаны, бежать за комсомолом». Попытки догнать обречены. Драматический театр должен остаться в этой ситуации собой и попытаться усидеть на двух стульях. Оставаясь верным себе, театр должен быть и для узколобых, и для массового зрителя. А поскольку массовым искусством театр вряд ли станет, то он должен развиваться сегодня вглубь, а не вширь.
Александр Славутский: Мое мнение, что роль театра остается огромной. Во всяком случае, в России. Хотя знаю, есть государства, где театров вообще нет. Я даже одно время, перефразируя Ленина, выдвигал тезис о том, что театр заменит религию. Недооценена сегодня роль театра. Мы должны так же влиять на умы, как любая конфессия — от православия до иудаизма. И должны больше уделять внимания духовной составляющей. Искусство, театр должны быть составляющими в жизни общества. Тогда можно чего-то хотеть от людей. А чего от них хотеть, если они смотрят «Дом-2»? Или у нас в Казани есть телеканал, в эфире которого меня учит жизни питерский стриптизер.
- Спектакли каких жанров, на какую тему или каких авторов вы принципиально никогда не ставили и не собираетесь этого делать впредь?
Ю.К.: Чем старше я становлюсь, тем больше таких авторов. Я готов сегодня ставить русскую и западную классику и современную драматургию с ее новыми формами, ритмами, проблемами, стилистикой, но только если она максимально приближена к классическим образцам в плане душевности и исповедальности, которые всегда были особенно близки и понятны именно русскому театру.
А.С.: На нашей сцене никогда не будет подделок. Я буду ставить только тех авторов, которые являются художниками. А художник — это тот, кто любит людей, жизнь. Я не буду ставить ничего человеконенавистнического. Мне очень нравился Пелевин, он способный человек. Но я так и не смог перешагнуть через себя и перенести его произведения на сцену. Надо понимать, какое это счастье — просто жить и любить жизнь.
- Есть ли автор, чьи произведения вы могли бы воплощать на сцене бесконечно?
Ю.К.: Конечно, Шекспир. Я уже поставил полтора десятка его пьес. И осталось еще около десяти.
А.С.: Нет автора, которого бы я хотел поставить всего — от первого до последнего произведения. Я хочу ставить всех. Хотя очень люблю Гоголя, Зощенко, Брехта, Дюрренматта, Фриша — все, что связано с яркой театральной формой, зрелищностью. Но сценически воплотить все произведения этих авторов мне даже в голову не придет. Вообще все, что я поставил в театре, это все по любви. Я не люблю только скучные и нудные спектакли. И не понимаю, когда коллеги считают, что зритель — м…к, а они такие умные. Не надо опускаться до арьергарда общества, но вровень идти иногда необходимо.
- Сколько человек минимум должно быть в зрительном зале, чтобы вы не отменили спектакль?
Ю.К.: Александр Блок мог читать лекции и для одного человека. А театр не может работать, если зал заполнен менее чем на 30 процентов. Просто в противном случае затраты на сам спектакль будут выше, чем сборы. И это нерационально.
А.С.: У нас в Казани считается, что играть можно, когда зал заполнен на 75 процентов. Но я уверен, что играть нужно, только когда аншлаг. Когда я стал худруком, мы не раз ставили вопрос, в каком случае надо играть, а когда — отменять спектакль. Говорили, что надо работать, если в зале хотя бы 30 зрителей. И такое было несколько раз. Но я был против, говорил, что на сцене не должно быть больше народу, чем в зале. Мы скандалили даже по этому поводу. В казанском театре — чуть больше пятисот мест, и я считаю, что заполнить такой зал целиком каждый день — это нормально.
- Программным спектаклем в своей жизни Станиславский считал чеховскую «Чайку» и даже сделал эту птицу символом МХАТа, поместив ее на занавес театра. Какой из ваших спектаклей вы считаете главным и что бы нарисовали на занавесе вашего театра?
Ю.К.: У меня много главных спектаклей. А на занавес я бы поместил что-нибудь символическое из опять же своего любимого Шекспира.
А.С.: «Пиковая дама», «Визит дамы», из последнего — «Великий комбинатор» по Ильфу и Петрову. А вот на занавесе ничего бы рисовать не стал. Я вообще не люблю деклараций. Декларировать надо на сцене, а выпендриваться вокруг театра — не по мне.
Диляра Хусаинова
05.09.2009
«Мы — другой театр»
Для казанского театра длительные полномасштабные гастроли — не полузабытая традиция российского театра, а ежегодное событие.
За последние годы качаловцы с успехом прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Екатеринбурге.
О том, почему именно в. Ульяновске, где один из старейших театров России был последний раз в далеком 1981 году, пройдут гастроли 2009 года, рассказывает художественный руководитель — директор театра имени Качалова, народный артист России, лауреат Гос.премии РТ, секретарь СТД РФ, профессор РАТИ Александр Яковлевич Славутский.
— Ульяновск — город для нас не чужой. Во-первых, мы, можно сказать,- ближайшие соседи, во-вторых, всегда очень важно наличие в городе мощной культурной ауры, культурной традиции, и Ульяновск, безусловно, такой культурной энергетикой обладает. Когда говорят «Ульяновск» — для меня сразу возникает имя Юрия Копылова. Это режиссер, которого я уважаю, режиссер, которого знают в России. И ульяновский театр сегодня, благодаря ему, — театр с хорошими традициями, театр серьезного творческого уровня. Я ведь помню, каким театр был до него: тогда шел разговор о моей работе в Ульяновске и я приезжал, видел состояние театра на тот период. То, что Копылов как строитель театра сделал за эти годы — это творческий и человеческий подвиг. И сейчас ваш театр занимает свое место в культурной жизни города, региона и страны. Мне понятен и близок принцип творчества Копылова в многолетнем соавторстве с художником Станиславом Шавловским. Так же, как и мое сотрудничество с художником Александром Патраковым, такой постоянный творческий тандем рождает стиль, эстетику театра, создает «авторский театр».
Мы покажем в Ульяновске семь спектаклей — они, безусловно, любимые, но мы могли выбрать и другие семь. В нашем репертуаре — более двадцати названий, это преимущественно русская и зарубежная классика. Своим серьезным, требовательным отношением к выбору драматургии мы тоже похожи с вашим театром. Но, конечно же, мы — другой театр, и, думаю, ульяновским зрителям будет интересно познакомиться с нашим творчеством.
Мы постарались, чтобы гастрольная афиша была разнообразной. Здесь и русская классика — наша театральная фантазия «Пиковая дама» по одноименной повести Пушкина, и одна из последних премьер — обыкновенная история «Дядюшкин сон» Достоевского. И мировая драматургия — трагикомедия Фридриха Дюрренматта «Визит дамы», прославленная «Трехгрошовая опера» Брехта с потрясающей музыкой Вайля и еще один музыкальный спектакль — бродвейский мюзикл Джерри Бока и Джозефа Стайна «Скрипач на крыше». Кстати, все наши музыкальные спектакли идут «в живом исполнении»: с оркестром, с живым вокалом. С артистами постоянно работают хормейстер и хореограф. Водевиль классика советской литературы Валентина Катаева «Квадратура круга» стал одним из любимейших спектаклей для зрителей как в Казани, так и на гастролях. А спектакль «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком» поставлен по киносценарию нашего современника, знаменитого кинематографиста Ираклия Квирикадзе.
Мы с нетерпением ждем ульяновцев на наших спектаклях, рады, что интерес к нашему творчеству есть и билеты раскупаются.
Артур Артемов
20.08.2009
В Ульяновск едет «Американская шлюха»
Один из старейших театров страны с более чем трехвековой историей, на сцене которого в разное время играли Щепкин, Мочалов, Стрепетова и собственно Качалов, Жаров, Астангов, Жизнева, Провоторов, сыграет на ульяновской сцене семь своих лучших спектаклей. Гастроли откроются театральной фантазией на пушкинские темы «Пиковая дама». Блестящим, но фатальным танго назвала эту историю в исполнении «качаловцев» марсельская газета «Либерасьон». Кроме Франции «Пиковую даму» уже по достоинству оценили зрители Москвы и Санкт-Петербурга, Софии и Хельсинки. Теперь наша очередь. Еще раз «Пиковую даму» можно будет увидеть 22 сентября.
А во второй день гастролей и 23 сентября казанцы покажут самый старый в своей афише спектакль «Скрипач на крыше». В репертуаре театра этот мюзикл одиннадцать лет, и в феврале 2009 года был сыгран 250-й спектакль. Кстати, знаменитый одноименный мюзикл на московской сцене появился шестью годами позже. Москвичи взяли за основу повесть Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», тогда как «качаловцы» сделали основную ставку на оригинальную версию мюзикла Джерри Бока и Джозефа Стайна. Между прочим, все свои музыкальные спектакли театр и на гастролях играет с живым звуком под аккомпанемент настоящего оркестра. А чтобы доставить в Ульяновск все роскошные декорации к «качаловским» спектаклям, понадобится пять многотонных фур. В репертуаре театра имени Качалова хватает и русской, и мировой классики. Ульяновцам будут представлены премьера прошлого театрального сезона «Дядюшкин сон» Достоевского (20 и 27 сентября) и трагикомедия Фридриха Дюрренматта «Визит дамы» (19 и 26 сентября). Вместе с тем казанцы не боятся смелых и дерзких театральных экспериментов, к числу которых относится, например, водевиль «Квадратура круга» по одноименной пьесе Валентина Катаева (18 и 25 сентября). А сценарий киноклассика с мировым именем Ираклия Квирикадзе «Американская шлюха» («Путешествие по России с папой-алкоголиком») несколько лет ждал экранизации, но в итоге был поставлен именно «качаловцами». Это сентиментальное и трагическое в лучшем смысле слова шоу ульяновские театралы увидят 17 и 24 сентября.
В репертуаре Казанского русского театра есть и спектакли, которые ульяновцам хорошо знакомы — они шли и в нашем театре: «Семейный портрете посторонним», «Конкурс», «Трехгрошовая опера». Последний казанцы представят в своей версии на закрытии гастролей (и еще 21 сентября). Вообще казанские актеры называют эту свою поездку в Ульяновск большой ответственностью для себя. Во-первых, наслышаны о нашей сильной труппе, видели игру Бориса Александрова, Кларины Шадько, и значит, работать нужно как минимум не хуже. Во-вторых, худруки ульяновской драмы Юрий Копылов и казанского театра Александр Славутский — из одной формации театральных режиссеров, поэтому сравнения неизбежны. Наконец, эти гастроли для многих артистов как волнительное возвращение в любимые места — в 1981 году театр уже гостил в нашем городе.
Кстати, об актерах. Многие из «качаловцев» наверняка покажутся знакомыми симбирскому зрителю. Удивляться не стоит, ведь казанцы — желанные гости на съемочных площадках известных сериалов. Таких, как «Неотложка», снимавшаяся в столице Татарстана. Скоро многих из них можно будет увидеть в режиссерском кинодебюте Сергея Безрукова «Реальная сказка». А Илья Славутский стал звездой «Адъютантов любви», после того как сыграл в этом популярном телесериале Тадеуша Ставиского.
Эльвира Кивель
20.02.2009
«Скрипач на крыше» празднует день рождения
«Скрипача на крыше» казанская публика впервые увидела в 1998 году. Тогда главный режиссер, а ныне и директор БДТ им. Качалова Александр Славутский задумал поставить спектакль «о любви, о национальном достоинстве человека». Страну раздирал дефолт, разговоры о деньгах и способах выживания, казалось, заполнили время и души. Театр тоже переживал трудные времена. Однако мюзикл прошел с необыкновенным успехом, зрители были в восторге. С тех пор прошло 10 лет. Снова кризис. И снова мы идем в театр как к источнику света, который сильнее любых невзгод. Спешим учиться терпению и доброте.
История бедного еврейского семейства тронула всех однажды и навсегда. Здесь веселье и слезы идут рука об руку. Его обитатели смиренно тянут лямку каждодневных тревог и забот, находя опору в боге и вековых традициях своего народа. Время от времени этот крохотный мирок сотрясают поистине шекспировские страсти, и тогда рушатся предрассудки, а выбор совершается не умом, а сердцем. Постановка соединила в себе пронзительную музыку Джерри Бока к знаменитому бродвейскому мюзиклу, еврейские народные мелодии, живой вокал и оригинальную хореографию.
«Скрипач на крыше» - один из первых музыкальных спектаклей на сцене театра имени Качалова, где в полной мере выразилась творческая особенность труппы, вживую исполняющей все вокальные номера под живое звучание оркестра в сочетании с танцами, и, самое главное, мощно ведущей драматическую линию спектакля. Здесь занята практически вся труппа театра: ветераны, среднее поколение, студенты РАТИ. Это был один из первых спектаклей, в котором сыграли тогда еще совсем юные артисты – Эльза Фардеева, Илья Славутский и другие. Они еще не подозревали, насколько сложно поставить серьезную мелодраму, увлечь российского зрителя необычным тогда жанром мюзикла. Может, именно благодаря неискушенности, молодой энергии все получилось, и спектакль живет так долго, что в театральной среде явление довольно редкое. Не зря в 2000 году режиссер спектакля Александр Славутский, художник Александр Патраков и исполнитель роли Тевье-молочника Михаил Галицкий были удостоены Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Конечно, лучшее признание – зрительское. Спектакль с ошеломляющим успехом прошел на Международном фестивале во Франции, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Краснодаре, Екатеринбурге. Недавно «Скрипач на крыше» был приглашен в качестве гостя на фестиваль «Зимние вечера» в Йошкар-Олу.
- Куда бы мы ни привозили «Скрипача на крыше», и у нас, и за границей каждый зритель находит в нем то, что его волнует, - говорит Александр Славутский. - Потому что это спектакль не столько о евреях, сколько о сохранении человеческого достоинства в любых обстоятельствах. Как говорит главный герой молочник Тевье: «Что ж я в стряпчих у Бога состою? Если Бог создал и тех и других, почему я должен разделять веру?»
19 февраля поздравить артистов пришли поклонники театра, специальные гости. Качаловский получил поздравления от Министерства культуры РТ, Союзов театральных деятелей России и даже представителей еврейской автономии. После спектакля на сцену вышли его создатели: народный артист России Александр Славутский, заслуженный деятель искусств России, народный художник Татарстана Александр Патраков, хореограф – заслуженный работник культуры Татарстана Сергей Сентябов, хормейстер – заслуженный работник культуры Татарстана Виталий Харламов, а также актеры спектакля.
- Спасибо, что пришли, - обратился к зрителям Александр Славутский. - Этот спектакль не прощальный, мы верим в долгую жизнь «скрипача». Потому что не играем, а просто живем.
И, конечно же, по незыблемой театральной традиции, по окончании спектакля за кулисами артисты показали капустник и подняли бокалы за долгую жизнь «Скрипача на крыше»!
* * *
Вот уже 10 лет главную роль молочника Тевье играет народный артист Татарстана Михаил Галицкий. Без него спектакль не был бы таким, каким его помнят и любят зрители:
- Близок ли вам образ вашего героя?
- Мне все близко. Я сам из провинции – города Вичуга Ивановской области. Там тоже жилось трудно, но мы умели радоваться малому. Я вспоминаю своего деда, который был набожным человеком и все делал ради близких. Недосыпал и недоедал, чтобы помочь нам. Поэтому когда я играю, то вспоминаю ту жизнь и его. Еще в студенчестве я прочитал эту пьесу в самиздате, официально она была запрещена. И подумал – о такой роли актеры мечтают всю жизнь. Я считаю, что мне повезло – мы уже 10 лет идем рука об руку с режиссером и театром.
- Как вы думаете, в чем причина необыкновенного успеха «Скрипача на крыше»?
- «Скрипач на крыше» – альтернатива всеобъемлющей пошлости и жестокости нашей современности. Это и серьезная литература, и талантливая музыка. Спектакль интересен как молодежи, так и зрелым людям, склонным к осмыслению, а не только к развлечению. Наш зритель истосковался по хорошей классической пьесе. Кроме того, она очень жизненна. Если ты постоянно живешь в помойке, и тебе ту же самую помойку еще и показывают, то как ты узнаешь о другой жизни? А вот если туда капнуть духов, тогда сразу почувствуешь разницу.
- Чем ваш «скрипач» отличается от других постановок?
- Наша постановка не в стиле классического мюзикла, здесь больше сильна драматическая линия, а не еврейская тема. Это постановка про любой город, и про русских в Прибалтике, и про чеченцев. А вспомните погромы русских церквей на Украине? Это же оплачиваемая инквизиция!
- Что для вас особенно важно при работе над спектаклем?
- Я человек суеверный, для меня очень важен настрой. Если «с утра все не так», то и сыграю не на полную силу. Большое значение имеют отношения с коллегами. У меня в театре врагов нет. Актерский состав постоянно меняется, кто-то взрослеет и осваивает новые роли. Сейчас в спектакле участвуют уже студенты второго набора РАТИ. Их энергетика освежает действие. Ведь в новом составе и работается уже по-другому. Кстати, зритель это тоже чувствует.
- Какова главная мысль спектакля, на ваш взгляд?
- Я думаю, «Скрипач на крыше» - библейский спектакль. О вере, о всепрощении. Фактически, театр выполняет функции церкви, но без догматов. Здесь нет правых и виноватых. Мораль пусть выносит зритель, и сам выбирает, как ему быть.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Готовится к постановке спектакль «Уважаемые граждане!». Маленькие комедии Михаила Зощенко Александр Славутский репетирует со своими учениками - студентами 3-го курса Россий-ской академии театрального искусства-ГИТИС. Спектакль будет идти на Малой сцене. Продолжаются репетиции нового спектакля «Великий комбинатор» по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Режиссер - Александр Славутский, художник - Александр Патраков, художник по костюмам - Наталья Пальшкова. Роль Остапа Бендера исполнит Илья Славутский, Кису Воробьянинова будет играть Михаил Галицкий. Зрители смогут увидеть спектакль уже через несколько месяцев.